КАППАДОКИЯ - Страница 42

Таким образом, подвиги византийских воинов в борьбе с арабами рассматривались как подвиги Христова воина за веру. Программа росписи церкви в Чавушине принадлежит к так называемому архаическому типу, когда в конхе центральной апсиды представлена теофания, а на сводах и стенах последовательной чередой, ярусами разворачиваются композиции подробного евангельского цикла, насыщенные апокрифическими деталями, например, такими, как сцена с испытанием Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа Обручника «водой обличения», следующая за «Благовещением Пресвятой Богородицы». В стиле росписи исследователи обнаруживают новые черты: фигуры удлиняются, пропорции становятся более изящными, позы и жесты – естественными и разнообразными, в рисунке начинают преобладать плавные линии, складки драпировок моделируют объёмы фигур, образы получают индивидуальную выразительность. Главным памятником Гёреме исследователи считают Токалы-килисе. Первоначально однонефный храм, расписанный фресками около 913 – 920 гг. (Старая Токалы-килисе), во второй половине X в. был расширен за счёт создания в восточной части нового огромного храмового объёма, полностью расписанного фресками и известного под названием Новая Токалы-килисе. Исследователи отмечают, что программа росписи отличается принципиальной новизной, а стиль фресок говорит о работе столичных мастеров. Росписи Новой Токалы-килисе контрастируют со старой живописью и с характерными для неё однообразным ритмом длинной череды сюжетов, с однотипными фигурами со скованными жестами и условными позами, с преобладающей графичной системой. Алтарная часть отделена от основного зального объёма церкви тройной аркадой-темплоном, образующей поперечный коридор между алтарём и основным объёмом храма. В конхе центральной апсиды помещена огромная композиция «Распятие» с Богоматерью, апостолом Иоанном Богословом, жёнами-мироносицами, воинами и разбойниками, распятыми на крестах по сторонам Спасителя. Ниже – «Снятие с креста», «Положение во гроб» и «Воскресение Господне». На склонах алтарной арки – обращённые к Распятию фигуры пророков Иезекииля и Иеремии с развёрнутыми свитками. В северной апсиде, где сохранилась ктиторская надпись с упоминанием императора Никифора Фоки, изображён Иисус Христос на троне с архангелами и херувимами, ниже – Святая Троица с Иисусом Христом на месте центрального ангела. В небольшой нише на стене между центральной и северной апсидами находится самое раннее из сохранившихся изображений Богоматери «Умиление», над которым помещено «Успение Богоматери». На северной стене – сцены из Жития Василия Великого. Справа от центральной апсиды, также над нишей, расположено «Преображение Господне». Резными аркадами украшены и боковые стены церкви, в проёмах которых, как иконы в иконостасе, представлены фресковые изображения святых, под ними идёт фриз с евангельскими композициями. На склонах свода, перекрывающего пространство церкви в поперечном направлении, размещены важнейшие композиции евангельского цикла больших размеров. «Вознесение Господне» и «Отослание апостолов на проповедь» занимают центральную часть свода, в северной части помещены «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Рождество Христово», а также сцены «Испытание водой обличения» и «Поклонение волхвов».

 



 
PR-CY.ru