КАППАДОКИЯ - Страница 43

В южной части свода находятся композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов» и сцены апостольской проповеди. Программа росписи дополнена изображениями в рост святых, в медальонах помещены образы мучеников, святителей, преподобных. Исследователи отмечают, что композиции, написанные на ярких синих фонах, своей иконографией, мастерством изображения фигур, передачей объёмов и пространства, пластики движения, изяществом сопоставимы с лучшими столичными произведениями. В росписях XI–XII вв. меняются не только стиль и иконография сюжетов, но и в целом программа живописного декора, подчинённая распространившемуся в это время и в скальной архитектуре Каппадокии крестово-купольному типу храма. Купола, арки, колонны покрываются изображениями, подчёркивающими особенности архитектуры и выявляющими иерархию мироустройства. Иконографические программы сохранившихся крестово-купольных скальных церквей позволяют исследователям проследить развитие храмовой декорации средневизантийского периода, в которой повествовательный принцип так называемой архаической программы уступает место программе, основанной на литургической интерпретации храмового пространства. Классическая система храмовой росписи представлена в Каранлык-килисе (Гёреме, капелла 23), Чарыклы-килисе (Гёреме, капелла 22), Эльмалы-килисе (Гёреме, капелла 19), расписанных в XI в. В центральных куполах помещается образ Христа Пантократора (в Каранлык-килисе – дважды), в малых куполах изображены архангелы, в парусах – евангелисты, апостолы, на сводах и в люнетах стен – великие праздники, в центральной апсиде – Деисус, ниже – святители, на арках – пророки, на малых арках и стенах – святые (мученики, преподобные). Небольшая церковь Мерьемана, принадлежащая монастырскому комплексу, расположенному в скалах Гёреме (капелла 33), по архитектурным особенностям близка к Новой Токалы-килисе, что позволяет исследователям датировать её XI в. К тому же времени они относят живопись. Посвящение церкви исследователям неизвестно, иногда её называют церковью Богоматери. В росписи алтаря, самой сакрально значимой части храма, много женских образов. Возможно, считает Жерфаньон, монастырь был женским. Четыре евангельские сцены расположены на склонах северного свода: «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Успение Пресвятой Богородицы» и «Распятие Иисуса Христа». На западной стене – образ Богоматери «Одигитрия» в рост с полуфигурами архангелов Михаила и Гавриила, помещённых в полукруглые обрамления, ниже которых изображены две маленькие фигурки ктиторов, припадающих в молении к Богоматери. Сохранились надпись: «Моление Никандра» – и не вполне ясно читающаяся надпись рядом с женской фигурой. Остальное пространство, в том числе стены и своды алтарных помещений, заняты изображением святых, рядом с которыми хорошо сохранились надписи. В восточной части центральной апсиды помещена большая композиция Деисус. В северной апсиде изображены три епископа: в центре – большого размера образ епископа Никандра, святой, имя которого носил заказчик росписи, слева от него – Василий Великий, справа – Иерусалимский патриарх Модест. Южная апсида не сохранилась.

 



 
PR-CY.ru