ИКОНОСТАС - Страница 8

Иконостасы этого направления решались как плоские стенки-экраны с «развешанными» на них иконами в рокайльных резных картушах, выделявшихся на цветном, иногда весьма ярком фоне (краснофонный иконостас Андреевского собора в Киеве, 1751–1752 гг.; синефонный иконостас дворцовой церкви Воскресения Христова в Царском Селе, 1756 г., не сохранился). Количество икон сократилось, а принципы отбора сюжетов и их размещение потеряли нормативный характер, хотя в большинстве случаев традиция всё же соблюдалась. В эпоху классицизма развитые монументальные композиции иконостаса, утвердившиеся в предшествующий период, повсеместно продолжали существовать в провинции. Трансформировались, в основном, мотивы декора – колонны стали гладкими, появились розетки, меандр и т.п. В обеих столицах и в тяготевших к ним городских центрах изменения были более кардинальными. Классицистические иконостасы представляют собой отдельные встроенные архитектурные сооружения, самостоятельные объёмы внутри храмового пространства – кивории, балдахины, портики, галереи, триумфальные арки с иконами как дополнительными украшениями. Возникли низкие одно- или двухъярусные иконостасы, напоминающие античные триумфальные арки (иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге, проект архитектора Константина Андреевича Тона, 1831 г., исполнение в 1834–1836 гг.; иконостас церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, 1836 г., архитектор Осип Иванович Бове). Число икон в них было невелико. Эти иконостасы не нарушали цельности интерьера и позволяли видеть верхнюю зону алтаря. Классицистические иконостасы подверглись резкой критике со стороны духовенства, и в первую очередь, Московского митрополита Филарета (Дроздова). Попытка вернуться к традиционному многоярусному иконостасу была предпринята при оформлении Исаакиевского собора (проект иконостаса 1845 г., архитектор Огюст Монферран). Главный иконостас состоит из трёх рядов, иконы местных святых расположены в соответствии с традицией, утвердившейся во второй половине XVII в. Однако во втором и в третьем ряду находятся не деисусные и праздничные иконы (последние вынесены на столпы собора), а единоличные или парные изображения святых и ангелов, как и в местном ряду. Композиция иконостаса с колоннами большого и малого ордера, облицованными малахитом и лазуритом, по-прежнему напоминает триумфальную арку. Раскрепованные двухъярусные иконостасы приделов имеют вид небольших классицистических храмов. В последней трети XIХ в. в рамках «исторических» стилей эклектики, с одной стороны, произошёл возврат к большим высоким иконостасам с упорядоченной структурой размещения икон (они считались русскими, хотя декоративные мотивы резьбы заимствовались, в первую очередь, из византийского искусства).

 



 
PR-CY.ru