ИКОНОСТАС - Страница 5

На Руси, по крайней мере, с середины XVI в., обязательными были северные врата; южные, как правило, устраивали только в больших храмах. Иконостас с двумя вратами имели асимметричную композицию и иногда чётное число икон в деисусном ряду. На вратах писали ростовые изображения ангелов, святых диаконов (обычно Стефана и Лаврентия), Благоразумного разбойника, притчи, историю Адама и Евы, «Лествицу преподобного Иакова», пророка Даниила, сцены погребения («Надгробное рыдание») и проч. Греческие резные деревянные алтарные преграды (иконостас) поствизантийского периода стали довольно высокими, но по сравнению с русским иконостасом обладали сокращённым иконографическим составом. Иконостас собора монастыря великомученицы Екатерины на Синае (1612 г., критские резчики) содержит два ряда икон – местный и праздничный; под каждой местной иконой на цоколе иконостаса помещён небольшой образ круглой формы с сопутствующим сюжетом (под иконой Иоанна Предтечи – «Усекновение главы Иоанна Предтечи», под иконой «Богоматерь на престоле» – «Благовещение» и т.д.). Значительную высоту придаёт иконостасу большое резное «Распятие», поставленное на его арочное завершение. Иконостас представляет собой огромную раму с ордерными деталями (колонками, карнизами, трёхлопастными арочками), украшенную плоскорельефной и накладной резьбой, в которую включены мотивы западноевропейского барокко: фигурные вазоны, картуши с гребнями. Низкие царские врата закрывают по высоте только половину дверного проёма. Украинские иконостасы, сохранившиеся от первой половины XVII в. (из Успенской церкви во Львове, 1638 г., ныне в селе Великие Грибовичи; в Пятницкой церкви во Львове, около 1648 г.), имеют аналогичную конструкцию, но большее количество рядов (в Пятницкой церкви – местный, праздничный, ростовой деисусный, Страстной, поясной пророческий, причём иконы пророков помещены в резных картушах над Страстным рядом). Как в греческом, так и в украинском иконостасе соблюдается строгий порядок размещения икон местного ряда: справа от царских врат находится икона Спасителя, далее – храмовая икона, слева от врат – образ Богоматери. К середине XVII в. пятиярусные иконостасы с праотеческим рядом, который стал ростовым (например, в церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле, 1654 г., Ярославский музей), получили большое распространение в центральных областях России, в то время как на Севере существовали двух-, трёх- и четырёхъярусные (без праотеческого ряда) иконостасы. Высокие иконостасы поднимались до сводов и полностью отделяли алтарную часть от помещения для молящихся, и их стали крепить к восточной стене четверика храма или к специально возведённой поперечной стенке, прорезанной проёмами врат.

 



 
PR-CY.ru