ИКОНОСТАС - Страница 7

Исследователи полагают, что не только греко-украинские прототипы, но и сам по себе высокий рельеф резьбы заставил перенести праздничный ряд под деисусный, т.к. при традиционном расположении живопись праздничных икон было бы невозможно рассмотреть. В верхней части появился ряд (иногда два ряда) икон со Страстями Христовыми. Изредка встречался ряд «апостольских страданий», или деяний апостолов (иконостасы Большого собора Донского монастыря, 1689 г., Введенского собора в Сольвычегодске, 1693 г., иконописец Степан Нарыков). Более распространённое новшество – размещение дополнительного ряда икон под местным рядом, на подиуме («тумбах») иконостаса. Его тематика ни в XVII в., ни позднее строго не определялась: она могла быть связана с местными иконами, как в греческой традиции, с евангельскими притчами, ветхозаветными сюжетами, иллюстрациями к синодику (иконостас церкви апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде, начало XVIII в.). Наиболее оригинальный состав «подместного» ряда, по мнению исследователей, – иконы «еллинских мудрецов» и сивилл, будто бы пророчествовавших о Христе и Богоматери (иконостас Троицкого собора в Пскове, 1699 г.). Самый грандиозный сохранившийся иконостас этого времени находится в Успенском соборе Рязани. Он имеет высоту 25 м и состоит из девяти рядов: подместный, местный, праздничный, деисусный, деяний апостолов, пророческий, деяний пророков, праотеческий и Страстной в резных картушах – всего 165 икон (1702 г., иконописец Николай Соломонов с товарищами). Уникальным по составу исследователи считают иконостас Рождественского собора в Суздале (1680 гг.), исполненный по заказу Суздальского митрополита Илариона: над апостольским Деисусом помещён ростовой ряд св. мучеников, центром которого служит икона «Распятие Христово». Под деисусным рядом располагается не праздничный, а Страстной ряд; три праздника (Рождество Христово, Сретение, Святая Троица) написаны в навершиях над царскими и боковыми вратами. Под местным рядом находятся иконы на сюжеты книги Бытие, Евангелий и Деяний апостолов. В XVIII в. иконостасы развивались в рамках тех же композиционных схем (за исключением иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге с его уникальной иконографической программой, ориентированной на личность и деяния Петра I). В барочных иконостасах несколько изменились мотивы резьбы, добавилась объёмная скульптура, основа иконостаса получила раскреповки, часто с заворотом на боковые стены (иконостас Успенского собора Горицкого монастыря в Переславле-Залесском, 1759 г., исполнен в Москве мастером Яковом Ильиным Жуковым). В середине XVIII в. в творчестве столичных мастеров, и в первую очередь, Бартоломео Франческо Растрелли, заметно воздействие рококо.

 



 
PR-CY.ru