ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС (изображение, образ и место стояния) – преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправославного храма. Термин «иконостас» («иконостав») появился во второй половине XVII в., ранее иконостас назывался «Деисус» или «деисусы» (по главному ряду). Иконостас восходит к византийским каменным низким алтарным преградам (темплонам), где на архитрав ставили ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону-эпистилий. В течение долгого времени господствующим типом византийской алтарной преграды оставался невысокий темплон, устойчивая традиция украшения которого иконами появилась только в послеиконоборческое время. Количество икон и рядов темплона постепенно увеличивалось. В XIII в. известны многоярусные эпистилии: в церкви Санта-Мария ин Валле Поркланета в Рошоло-деи-Марси, Абруцци, Италия (XIII в.), главный деисусный ряд резного деревянного эпистилия включает 31 икону, под ним – 11 икон праздников, над ним – 9 икон с изображениями ангелов и Этимасии. Не позднее середины XIV в. интерколумнии алтарной части византийских и балканских храмов стали заполнять иконами. В церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, в интерколумниях возвели каменные стенки, которые украсили фресками (1317–1318 гг.). Большие иконы стояли в интерколумниях алтарных преград церквей Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (после 1335 г.), и великомученика Димитрия Маркова монастыря, Македония (после 1347 г.). На архитрав темплона часто ставили два ряда икон – праздничный и поясной деисусный (праздничные иконы из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде; 11-фигурный деисусный чин Хиландарского монастыря, третья четверть XIV в.). Разрастание темплонов в XIV в., по мнению исследователей, могло быть вызвано общей атмосферой эпохи – последнего блистательного взлёта византийской духовности,  – на которую пришлись богословские споры варлаамитов и исихастов. Кроме того, иконостас, как и алтарные преграды (особенно в виде глухих стенок, распространившихся в Сербии в XIV в.), закрывал зону алтаря, не позволяя мирянам видеть происходящее там священнодействие. Ни антепендиумы (например, Пала д'Оро, 1105 г., собор Сан-Марко в Венеции), ни алтарные образа католических храмов не имели такой функции, объясняемой особенностями восточноправославного богослужения. Дальнейшее развитие иконостас получил на русской почве, что, как считают исследователи, связано с деятельностью митрополита Киприана (1390–1406 гг.). Исследователи не исключают, что высокие четырёхъярусные иконостасы появились именно в это время.

 



 
PR-CY.ru