ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 9

В честь принесения первого списка Иверской иконы в Москву 13 октября 1648 г. было установлено празднование. Вера Георгиевна Ченцова, основываясь на палеографическом анализе двух греческих грамот, сопровождавших привоз ивиритами в 1648 г. вместе с копией Иверской иконы, пытается доказать не афонское, а молдо-влахийское происхождение этих документов и как следствие предполагает изготовление иверскими монахами копии Иверской иконы не на Афоне, а, скорее всего, в Валахии. Однако данные работ В.Г. Ченцовой не смогли изменить существующие представления о месте создания копии Иверской иконы 1648 г. и локализацию греческих грамот Иверского монастыря. Дальнейшую судьбу первого списка Иверской иконы исследователям не всегда удаётся проследить документально. Диакон Павел Алеппский, посетивший в 1654–1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что Иверская икона пребывала у царицы Марии Ильиничны Милославской в одной из домовых церквей дворца. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 г. до октября 1655 г. Иверская икона сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, больше ста лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой. По мнению одних исследователей, после победоносного Смоленского похода икона была вложена царём Алексеем Михайловичем в собор в честь Смоленской иконы Божьей Матери Новодевичьего монастыря, где помещалась, как полагают исследователи, на южной стене и где пребывает поныне. Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Ивановича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому государству (1514 г.) одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери, находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Согласно другой версии, первый список Иверской иконы после пребывания на подворье Иверского монастыря в Москве, в монастыре святителя Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654–1655 гг. был к 1669 г. установлен при Воскресенских воротах Китай-города, которые затем получили название Иверские ворота. Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с конца XVIII в. в каменной часовне, разобранной в 1929 г. У исследователей есть сведения, что находившаяся в часовне Иверская икона уже в 1693 г. весьма почиталась, и что она была значительно больше, чем список 1648 г. Икона 1648 г. работы Ямвлиха (Исторический музей, музей «Новодевичий монастырь»; 135х81 см) является точным списком древней Иверской иконы: «И та икона не рознитца ни в чём от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом» (грамота архимандрита Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г.). Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звёзды на Её челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада начала XVI в. Тем не менее, иконография Иверской иконы 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Её правая рука, обращённая в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращён к предстоящему перед иконой.

 



 
PR-CY.ru