ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и два случая, записанные отшельником иеродиаконом Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. и о сладости лобзания чудотворного образа Иверской иконы и Честного Животворящего Креста Господня. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы (образование комков на иконе в области шеи Богоматери), отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» (Исторический музей). В.Г. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые». По наблюдению архимандрита Антонина (Капустина), сделанному в 1859 г., «язва на ланите Богоматерного лица менее заметна, чем повреждение красок на шее, отчего иногда первая смешивается с последним в рассказах поклонников». Это, в свою очередь, повлияло и на иконографию позднейших списков Иверской иконы. На иконах и гравюрах XVIII–XIX вв. изображение раны на лике Божьей Матери могло находиться довольно высоко на правой щеке (московские гравюры 1851 г. и середины XIX в.), на подбородке или на шее. История почитания Иверской иконы уникальна полнотой дошедших до нас документальных источников, сообщающих о заказе двух первых списков Иверской иконы, о подробностях создания и привозе первого из них, об имени художника. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом. В истории привоза первого списка Иверской иконы в Россию находит отражение процесс укрепления греко-русских связей, обусловленный, с одной стороны, осознанием Россией своей новой роли в православном мире, особенно после основания в 1589 г. Московского патриархата, с другой – возложением христианским Востоком на Россию надежд на освобождение от турецкого ига. «Материальным выражением» этого процесса является приток из Греции, особенно с Афона, икон и других святынь, наиболее интенсивный во время правления царя-грекофила Алексея Михайловича и патриарха-грекофила Никона. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. состоялось знакомство монахов – посланников Иверского монастыря с настоятелем Новоспасского монастыря будущим патриархом Никоном, который с вниманием отнёсся к рассказу о чудотворной Иверской иконе и просил ивиритов как можно скорее прислать для него копию иконы. Уже через год, 13 октября 1648 г., список Иверской иконы был доставлен в Москву вместе с грамотами царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону от настоятеля Иверского монастыря Пахомия с подробным описанием церковных служб и работы иконописца Ямвлиха, трудившегося над созданием копии для русской столицы: «Вернувшись в свою обитель я (архимандрит Пахомий) собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы всё вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил её. И всё то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона».

 



 
PR-CY.ru