ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Сначала образ Божьей Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды покидала своё место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница». Другие сохранившиеся сходные греческие версии «Сказания» не могли служить источником для редактора версии 1540 г. из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Исследователи полагают, что все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Наиболее ранняя из версий – «Воспоминание», которая содержится в Сборнике из Линкольн-колледжа в Оксфорде, была переписана в Константинополе Михаилом Анеристом в 1599 г. «Сказания» в Сборнике XVII в., опубликованные по неизвестной рукописи в «Проскинитарии Иверского монастыря» отличаются некоторыми деталями. «Сказание» в рукописи Исторического музея (первая половина XVII в., озаглавленное «Повествование»), помимо ряда различий содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов в отместку за погибших товарищей. В некоторых поздних источниках арап назван Рахаем, и указано его имя в монашестве – Дамаскин, однако он просил братию именовать себя Варваром. Ни в одной версии (кроме рукописи BHG, N 1070е) не упоминаются проэстос Павел и местность Сисик, а рассказ об обретении Иверской иконы предваряется историей распространения христианства на Афоне и основания Иверского монастыря. Подчёркивается, что икона была подарена Пресвятой Богородицей населявшим Иверский монастырь грузинам за их простоту. В этих версиях исследователи находят ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском монастыре, который в тот период не существовал. Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет (Исторический музей; «Воспоминание» и «Проскинитарий...» не уточняют срока), тогда как если считать, что время её обретения приходится на игуменство преподобных Иоанна или Евфимия Святогорцев, то срок составляет примерно 170 лет. Грузинские историки Платон Игнатьевич Иоселиани и Антон Иванович Натроев согласны с тем, что никейская вдова и её сын жили в правление императора Феофила, однако Кутаисский архиепископ Тимофей (Габашвили), Руисский митрополит Иона (Гедеванишвили), Д. Пурцеладзе, Михаил-Геброн Сабинин, А. Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в конце X в. Архимандрит Сергий (Спасский) предполагал, что она приплыла к Святой Горе ещё в годы правления Феофила и была помещена в грузинской обители Афо, а после основания Иоанном Святогорцем Иверского монастыря перенесена туда. «Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с другими версиями: Пётр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (август 838 г.); на вторую ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского монастыря, и др. (Исторический музей). В другие версии включены чудеса от Иверской иконы. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Исторический музей) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский монастырь.

 



 
PR-CY.ru