ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 19

Канон в честь Иверской иконы четвёртого плагального (восьмого) гласа, содержащийся в двух рукописях XVII–XVIII вв., был написан неким Гавриилом, которого кардинал Жан-Батист-Франсуа Питра отождествил с Гавриилом Иверским, а П. Пасхос считал гимнографом XVII в. Неопубликованная служба в честь Иверской иконы содержится в рукописи первой половины XVI в. Молебные каноны Иверской иконе были составлены Никодимом Святогорцем и монахом Герасимом Микраяннанитом. Рукописи, содержащие канон Иверской иконе на грузинском языке, составленный Иоанно (Грдзелидзе; ум. в 1018 г.) спустя 85 лет после обретения иконы, утрачены. Распространение почитания Иверской иконы в России сопровождалось созданием в ближайшем окружении патриарха Никона поэтических произведений в её честь, первоначально нелитургическими по характеру образцами барочной поэзии. Таковы анонимная «Песнь образу Пресвятыя Богородицы Иверския, како его украси Никон, святейший патриарх Российский» и эпические песни Епифания (Славинецкого) «О Пресвятая Марие девице» и «Что тя именуем, обрадованная», написанные им в 1654–1655 гг. Служба Иверской иконе была переведена с греческого языка в 1738 г. иеромонахом Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила, исследователи встречают её преимущественно в сборниках середины XVIII – XIX вв. монастырского происхождения. В современной русской Минее 13 октября помещена бденная служба Иверской иконе.; 12 февраля содержится «иная» служба Иверской иконе, хотя многие её песнопения совпадают с указанными 13 октября. В России начиная с середины XVII в. (особенно во второй половине XIX в.) церковными постройками, освящёнными в честь Иверской иконы, помимо Валдайского Святоозерского монастыря (1653 г.), самарского женского (1850 г.), Выксунского монастыря (Нижегородская область, 1863 г.), были Енисейский (Красноярская область; до 1875 г. – в честь Рождества Христова) монастырь, Святоезерская пустынь в посёлке Мугреевском (Ивановская область; до ХVII в. – в честь Преображения Господня). Посвящённые Иверской иконе храмы были возведены в Бабаевском во имя Николая Чудотворца монастыре (Ярославская область, 1864–1877 гг., проект архитектора Ивана Ивановича Горностаева, не сохранился), в московском Перервинском во имя Николя Чудотворца монастыре (1904–1908, архитектор Пётр Алексеевич Виноградов), на подворье Новоафонского монастыря в Санкт-Петербурге (1886 г., архитектор Николай Никитич Никонов). Приделы в честь Иверской иконы существовали во Введенской церкви муромского в честь Воскресения Христова монастыря (вторая половина XVII в.), в московской церкви великомученика Георгия на Всполье на улице Большая Ордынка (1686 г.), в здании Сухаревой башни в Москве (с 1693 г.; разобрана к 1934 г.) и др. Традиция освящения престолов в честь Иверской иконы жива и в настоящее время. В Грузии Иверской иконе посвящены монастыри (все женские): близ Зугдиди (Зугдидско-Цаишская епархия Грузинской православной церкви), в Цалке (Манглисско-Цалкская), в Марткопи и на горе Махата в Тбилиси (Мцхетско-Тбилисская), в Лагодехи (Некресско-Эретская), а также храмы в Тбилиси (при гимназии №1 на проспекте Руставели и в районе Нахаловка; строящийся в районе Варкетили), в городе Телави, в селе Асурети (Тетрицкаройский район) и др. В честь Иверской иконы освящаются престолы в церквах.



 
PR-CY.ru