ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Нерукотворный список Иверской иконы, появившийся по молитве старца Анфима Слепца, хранится в монастыре во имя Божьей Матери Портаитиссы на острове Астипалея. Славянские предания об Иверской иконе долгое время бытовали только в устной форме (зафиксированы письменно не раньше XV в.) и отличались большой вариативностью. Это обстоятельство затрудняет исследователям решение вопроса о том, возникли ли славянские версии «Сказания» приблизительно в одно или в разное время (в последнем случае исследователям не вполне ясна последовательность их создания). При этом они учитывают, что две из трёх славянских версий «Сказания об Иверской иконе» первоначально засвидетельствованы только в русской письменной традиции, что отнюдь не противоречит их древности, поскольку именно она донесла до нас ряд не сохранившихся на самом Афоне «Сказаний» о святогорских чудотворных иконах (ср. Евхаитская икона Божьей Матери). Все версии объединяет сюжет странствования чудотворной иконы из первоначального места пребывания по воздуху или по морю на Афон. Происхождение чудотворной иконы из Иверии (Грузии) в первых двух версиях «Сказания» связывает их с афонско-иверским циклом легендарных сказаний («Воспоминания отчасти Святыя горы Афонския…», «Повесть о иверах, како приидоша в Богоразумие» в составе одной из редакций стишного Пролога, рассказывающая о Крещении Грузии). Согласно первой версии «Сказания об Иверской иконе» («О Святогорском монастыре, зовомем Иверский, в нем же церковь Успение Пречистыя»), она принадлежала некоему богатому купцу (назван также «человеком от великих вельмож»), который жил в Трапезунде и имел единственного сына, не названного в тексте по имени. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, который сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Её защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Святой Горы, икона Божьей Матери остановилась на воде близ пристани Успенского монастыря (не названного в тексте Иверским). Здесь её увидел монастырский повар, который пришёл за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его». Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенёс в собор, где её поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впоследствии покинул Трапезунд и отправился странствовать. Придя на Афон, он стал обращаться в разные монастыри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впоследствии он стал иноком в той обители, где находилась его семейная святыня. Когда юноша достиг этого монастыря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав её, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону («Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою – неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож – того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть»), и выгнали его из монастыря, «не поив, не кормив».

 



 
PR-CY.ru