ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 10

Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращён вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь – кровоточащую рану на лике Девы Марии. На фоне есть греческие надписи, заполняющие всю поверхность. Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако, по мнению исследователей, некоторая графическая жёсткость письма выдаёт руку македонского мастера, воспитанного в мастерских Афона. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: есть небольшой ящичек-ковчежец для монет (три динаров), который, согласно «Сказанию», был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду. На обороте помещены также живописные изображения креста с надписью: «IС ХС NIКА» – и криптограммы: четырежды повторенные буквы «Χ» вверху и «Ε» внизу, которые исследователи расшифровывают в переводе с греческого как «Христос дарует благодать христианам» и «Елена нашла сокровище на Голгофе». Второй список Иверской иконы традиционно датируется 1655 г. В 1652 г. патриарху Никону иверскими монахами был привезён «образ Пречистые Богородицы Одегитрия..., а на полях писаны дванадесять Апостол» (по предположению Надежды Петровны Чесноковой, речь может идти о Валдайской Иверской иконе). Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с 1652 по 1658 гг. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г.; он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней Иверской иконы. Комплекс мероприятий, осуществлённых патриархом-грекофилом (издание сборника «Рай мысленный» со «Сказанием об Иверской иконе», архитектурно-пространственная организация Валдайского Иверского монастыря), свидетельствует о желании утвердить в России особое почитание Иверской иконы. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили, в честь этого события установили второе празднование Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, в настоящее время её местонахождение исследователям неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от Иверской иконы 1648 г. работы Ямвлиха, её размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа. К особым спискам Иверской иконы исследователи относят иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича царевнам Софии и Евдокии (обе в Историческом музее, музей «Новодевичий монастырь»), написанные, как полагают исследователи, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где после смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне (среднего размера, с клеймами чудес), заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет исследователям предположить, что этот список Иверской иконы, как и храмовый образ Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на рождение царевны в сентябре 1657 г.

 



 
PR-CY.ru