ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

В другом списке они названы сарацинами, в рукописи Исторического музея – агарянами, в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» – персами. Некий Амир (т.е. эмир), возглавлявший арабский флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский монастырь. Монахи вместе со священными сосудами и Иверской иконой успели укрыться в башне. Пираты, разорив монастырь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара – разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском монастыре и построил монастырские укрепления (Исторический музей), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения Иверской иконы, сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из монастыря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, который раздавался от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на Малом Афоне, достоин был взять её. В последующих посвящённых Иверской иконе произведениях, в том числе в печатных изданиях, варьируются некоторые второстепенные детали, и в середине XVII в. появляется новый сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем. Этого сюжета ещё нет в книге «Спасение грешников» монаха Агапия Ланд(ос)а (1641 г.). Значительное число рукописей, содержащих «Сказание об Иверской иконе», не классифицировано по редакциям и не введено в научный оборот. По более поздним источникам известно чудо о номисме (золотой монете), полученной бедным паломником от Пресвятой Богородицы после того, как иверский привратник стал требовать деньги за хлеб, который раздавали в виде милостыни. В тот момент, когда привратник взял у бедняка плату, весь хлеб в монастыре зачервивел. Игумен узнал древнюю номисму, пожертвованную иконе и подвешенную к её окладу, нашёл обладателя монеты, и история получила огласку. Согласно другому преданию, рассказанному Неофитом (Мавроматисом), бывшим митрополитом Артским и Навпактским (ум. в 1740 г.), все продукты в Иверском монастыре испортились, когда из-за недостатка припасов иноки изменили древнему обычаю гостеприимства. Нектарий Влах (1812–1890 гг.), приглашённый как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошёл в церковь Пресвятой Богородицы Портаитиссы и, обратившись с горячей молитвой к Божьей Матери, выпил масла из лампады от Её иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни. Перед Первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным. Чудеса от Иверской иконы, которые произошли в ХХ в., собраны архимандритом Феофилактом (Маринакисом). Многие из них рассказаны иеромонахом Максимом из Трапезунда, который служил в течение 50 лет (1940–1990 гг.) просмонарием в церкви Пресвятой Богородицы Портаитиссы. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору. Об этом возвестил Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813–1819 гг. монаху Феофану. В Греции особо почитаются копии Иверской иконы, хранящиеся в Иверском монастыре (список, перенёсшийся туда чудесным образом с монастырского подворья на острове Тасос), в монастыре Кастамонит и на подворье Иверского монастыря близ Спарты.

 



 
PR-CY.ru