ИВАНОВ Вячеслав Иванович - Страница 9

Однако реальное развитие событий не отвечало представлениям ивановской историософии: «Революция протекает внерелигиозно. Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным. Итак, революция не выражает доныне целостного народного самоопределения» («Родное и вселенское»). Это убеждение продиктовало «Песни смутного времени» («Народоправство». 1917, 1918 гг.; ср. также статью: «Революция и самоопределение России». Там же. 1917 г.) – цикл стихотворений, который В.И. Иванов после колебаний не захотел печатать отдельной книгой (по словам мемуариста, он решил, что «у постели больного не следует говорить о его болезни»). В.И. Иванов не скрывал, пока это было возможно и разумно, своего неприятия большевизма, печатал антибольшевистские статьи, сатирические стихи. Однако после консолидации большевистского режима в центре он занял лояльную к власти позицию. В 1918–1920 гг. он был одним из организаторов и руководителей Театрального и Литературного отделов Наркомпроса; это положение позволяло ему деятельно участвовать в воссоздании жизненного пространства русской культуры, отчасти нейтрализовывать (в исторической перспективе – задерживать) установление диктата леворадикальных норм в искусстве и, главное, в организации культурной жизни. В.И. Иванов читал лекции и вёл занятия в Пролеткульте, в различных учебных заведениях, в самодеятельных кружках и студиях. Вокруг петроградского издательства «Алконост» и его журнала «Записки мечтателей» в последний раз объединяются «младшие символисты» – А.А. Блок, Андрей Белый, А.М. Ремизов. В этом издательстве выходят поэма В.И. Иванова «Младенчество» (1918 г.), трагедия «Прометей» (1919 г.), «Переписка из двух углов» (1921 г., совместно с М.О. Гершензоном). На рубеже 1918 и 1919 гг. создан один из самых знаменитых циклов В.И. Иванова – «Зимние сонеты» (впервые опубликовано: «Художественное слово»: Временник Литературного отдела НКП. М., 1920. Кн. 1). «Переписка из двух углов» – важнейший документ в истории общеевропейской дискуссии 1920 гг. о «кризисе европейской культуры», кризисе гуманизма; она была переведена на основные европейские языки и породила обширную критическую и исследовательскую литературу. Семья В.И. Иванова жестоко голодала в холодной Москве, в начале революции навсегда исчезает один пасынок поэта, схвачен ЧК другой, от голода и лишений умирает М.М. Замятнина, которая больше 20 лет была домоправительницей, членом семьи В.И. Иванова, в 1920 г. умирает В.К. Иванова-Шварсалон. В.И. Иванов предпринимал настойчивые попытки выехать за границу, которые закончились безрезультатно. Летом 1920 г. В.И. Иванов с детьми (Лидия – дочь от Л.Д. Зиновьевой, Димитрий – сын от В.К. Ивановой-Шварсалон) перебирается на Северный Кавказ, затем в Баку, куда был приглашён на кафедру классической филологии. Здесь в 1921 г. он защищает докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923 г.), ведёт обширную культурно-просветительскую деятельность. В Баку написаны шуточная «трагикомедия» «Любовь-Мираж?» (издана посмертно в: Archivio italo-russo-3. 2001 г.), несколько стихотворений. В.И. Иванов приходит к выводу, что «идеи перестали править миром», что достойнее уединённая и провинциальная жизнь. «Муза моя, – писал он Вере Александровне Меркурьевой, – стала молчальницей». В.И. Иванов настойчиво отвергает все дружеские приглашения в Москву: «От меня... ничего больше не ждите, моя песенка оказалась спетой. Я даже разрешил себе душевную лень», – писал он 14 января 1923 г. Г.И. Чулкову (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru