ИВАНОВ Вячеслав Иванович - Страница 4

На лекции в Париже В.И. Иванов познакомился с В.Я. Брюсовым, с которым завязались дружеские отношения. Весной-летом 1904 г. В.И. Иванов с женой находился в гостях в Москве; в кругу символистов устанавливается авторитет В.И. Иванова, поэта и теоретика, одного из лидеров школы. В 1904 г. московское издательство «Скорпион» выпустило вторую книгу стихов В.И. Иванова «Прозрачность», с восторгом принятую символистами. В.И. Иванов деятельно сотрудничает в журнале «Весы», который хотел бы превратить в «орган самоопределения нашей секты», предполагая, что «весовский» кружок может эволюционировать под знаком теургического искусства, религиозного творчества. По всей видимости, быстрое разочарование в этих расчётах побудило В.И. Иванова после возвращения в Россию обосноваться не в Москве, а в Санкт-Петербурге, где он надеялся встретить большее понимание в среде, породившей «религиозно-философские собрания» и журнал «Новый путь». С осени 1905 г. санкт-петербургский дом В.И. Иванова, известный как «башня Вячеслава Иванова» (поскольку квартира – Таврическая ул., 25 – находилась на последнем этаже в угловой башне), становится самым ярким русским литературным салоном ХХ в.; журфикс (так называемые ивановские среды) принимал весь модернистски ориентированный круг санкт-петербургской артистической интеллигенции: литераторов, художников (прежде всего, представителей художественного объединения «Мир искусства», особенно близкие отношения у В.И. Иванова устанавливаются с Мстиславом Валериановичем Добужинским, Константином Андреевичем Сомовым, Львом Самойловичем Бакстом), музыкантов (участников кружка «Вечера современной музыки», В.И. Иванов сдружился с Вальтером Фёдоровичем Нувелем, Альфредом Павловичем Нуроком), актёров (труппу театра Веры Фёдоровны Комиссаржевской, самая тесная связь устанавливается с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом), философов (в том числе заметную роль играет Николай Александрович Бердяев), учёных и т.д. Вокруг В.И. Иванова собирается молодёжь, которая находит у него понимание и поддержку в духовных и литературных исканиях; особенно заметна роль В.И. Иванова в становлении Георгия Ивановича Чулкова, Сергея Митрофановича Городецкого, Модеста Людвиговича Гофмана, Аделаиды Казимировны и Евгении Казимировны Герцык. Сравнительно скоро «среды» ввиду наплыва случайной публики были отменены хозяевами, но вплоть до отъезда летом 1912 г. В.И. Иванова в Италию его дом оставался центром притяжения, своеобразной художнической колонией, где всегда гостили друзья (в частности, Андрей Белый (Борис Бугаёв), Михаил Осипович Гершензон), долгое время постоянно жил Михаил Алексеевич Кузмин, собирались интимные кружки: общество «гафизитов», особый кружок женщин (хозяйка дома, Любовь Дмитриевна Блок (Менделеева), Надежда Григорьевна Чулкова, урождённая Петрова) и т.п., где все на манер барочных итальянских академий имели прозвища, и где царила атмосфера утончённой игры (естественно разрешившаяся, в частности, в 1910 г. знаменитой постановкой на «башне» В.Э. Мейерхольдом драмы Педро Кальдерона «Поклонение кресту»).

 



 
PR-CY.ru