ИВАНОВ Вячеслав Иванович - Страница 5

В пору первой русской революции на «башне» господствовали радикальные настроения – В.И. Иванов откликнулся на события Русско-японской войны и революции циклом «Година гнева», вошедшим в сборник «Cor ardens» («Пламенеющее сердце»), у В.И. Иванова расположился своего рода «корреспондентский пункт» русских и иностранных журналистов, аккредитованных при первой Государственной Думе. На «башне» 3 января 1906 г. произошла встреча Максима Горького с художниками и писателями – организаторами радикального журнала «Адская почта» и театра «Факелы», в которых ближайшее участие принимал В.И. Иванов. Под определяющим влиянием В.И. Иванова, проповедовавшего «хоровое» начало в культуре, ставившего задачу преодоления индивидуализма и через мифотворческое волевое искусство выхода к «соборности», к надындивидуальной религиозной общности людей, внутри символизма к 1906–1909 гг. складывается «петербуржское» крыло (другим авторитетом которого был Александр Александрович Блок, в это время близко стоявший к В.И. Иванову); его противники сплотились на традиционной для школы платформе самоценного, «внеэтического» искусства. Идеи В.И. Иванова получили вульгаризированное истолкование в «мистическом анархизме» Г.И. Чулкова – понятие, использовавшееся расширительно для обозначения всей «петербуржской» группы, органом которой стал журнал «Золотое руно» (и в какой-то мере альманах «Факелы» – и там и там были опубликованы программные материалы В.И. Иванова). Органом противников, «москвичей» (во главе с В.Я. Брюсовым, кроме него – Зинаида Николаевна Гиппиус, Андрей Белый, Эллис (Лев Львович Кобылинский) и др.), был журнал «Весы», где, однако, В.И. Иванов, настойчиво сохранявший независимость личной позиции, также печатался. В 1907 г. В.И. Иванов организует собственное издательство «Оры», которое должно было стать прибежищем «петербуржцев», поскольку «Скорпион» был собственностью «москвичей»; финансово не обеспеченные, «Оры» издали всего несколько книг (Л.Д. Зиновьевой-Аннибал и В.И. Иванова, а также А.А. Блока, Алексея Михайловича Ремизова, Г.И. Чулкова, С.М. Городецкого, М.А. Кузмина, Алексея Дмитриевича Скалдина, Валериана Валериановича Бородаевского – ближайших друзей В.И. Иванова). Теоретические установки на преодоление индивидуализма В.И. Иванов и Л.Д. Зиновьева пытались осуществить и в жизни, что привело их к экспериментированию, характерному для эпохи, – не только со своей жизнью, но и с чужими: семейный союз «двух» они хотели превратить в союз «трёх», с тем чтобы позднее он стал союзом «многих» и «всех»; в него пытались включить С.М. Городецкого, жену М.А. Волошина – Маргариту Васильевну Волошину (Сабашникову), что послужило одной из причин распада этой семьи. Осенью 1907 г. Л.Д. Зиновьева умерла: она заразилась скарлатиной, помогая больным в деревне, где свирепствовала эпидемия. В В.И. Иванове всю оставшуюся жизнь жила убеждённость, что он сохраняет общение с женой не только в памяти, но и в видениях, снах, сеансах так называемого автоматического письма (записи которых есть в архивах); В.И. Иванов настаивал на том, что именно она указала ему на свою дочь от первого брака, Веру Константиновну Шварсалон, как на преемницу (брак В.И. Иванова с падчерицей совершился в 1910 г., также за границей у греческого священника).

 



 
PR-CY.ru