ИВАНОВ Вячеслав Иванович - Страница 6

В 1909 г. В.И. Иванов издал отдельной книгой «По звёздам» (СПб.) важнейшие статьи 1904–1909 гг., на которых основывалось признание его главным (рядом с Андреем Белым) теоретиком символизма. После раскола в 1906–1909 гг. символизм воссоединился как школа «младших», её возглавили Андрей Белый, А.А. Блок и В.И. Иванов. Организационным центром стало московское издательство «Мусагет» с журналом «Труды и дни». Огромное влияние оказал В.И. Иванов на санкт-петербургскую литературную молодёжь. На «башне» с весны 1909 г. собирается «поэтическая академия», вскоре институализировавшаяся как Общество ревнителей художественного слова; через неё прошли Николай Степанович Гумилёв, Осип Эмильевич Мандельштам, Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников и многие другие. Ведущую роль наряду с Иннокентием Фёдоровичем Анненским и М.А. Кузминым играет В.И. Иванов на первых порах в журнале «Аполлон», начавшем выходить с осени 1909 г. Ещё перед лицом внутрисимволистского раздора В.И. Иванов сформулировал свою принципиальную установку – «единственная борьба, в которой я намереваюсь участвовать, – есть борьба за утвердившиеся в моём духе ценности религиозного сознания». На рубеже 1900 и 1910 гг. он играет одну из главных ролей в санкт-петербургском Религиозно-философском обществе, руководит его Христианской секцией. Многое во взглядах В.И. Иванова по-прежнему определяется внецерковной мистикой, устремлениями вероисповедного синкретизма, в нём живёт напряжённый интерес к теософии (дружба с Анной Рудольфовной Минцловой в 1908–1910 гг.), позже – к антропософии, но всё явственнее обозначается эволюция от религиозного адогматизма к признанию церковного авторитета (в частности, в 1912 г., после неудачной попытки установить личный контакт с немецким антропософом Рудольфом Штайнером, В.И. Иванов резко отмежёвывается от антропософии, тогда как большинство «мусагетцев» во главе с Андреем Белым оказывается рьяными антропософами). В эстетике В.И. Иванова теория символизма обретает онтологическое обоснование и законченность: подлинно реально только истинно-сущее, которое может открываться восприятию в опыте общения с миром явлений; отсюда путь познания – от «низшего» к «высшему», от «реального» к «реальнейшему»; в сжатом и окончательном виде теория «реалистического символизма» изложена в статье В.И. Иванова «Simbolismo». Поэт – орган народного самосознания, в своих постижениях он совершает восхождение по лестнице реальностей (постижения суть воспоминания, поскольку полное знание изначально дано народной душе, потенциально всегда налично в ней), и естественный долг поэта – смиренно и радостно, как не своё, раздать в «нисхождении» к людям всё собранное. Весь мир, и искусство тем более, как область межличностной связи, оказывается «лесом символов». Таким образом, теоретические воззрения В.И. Иванова представляют собой уникальное явление в культуре модернизма: в соответствии с ними развитие поэта, художника непременно предполагает помимо специальной профессиональной подготовки духовную ответственность перед собой, народом и Богом.

 



 
PR-CY.ru