ИАКОВ - Страница 10

К основному тексту «Псевдо-Климентин» прилагается «Послание Петра», адресованное Иакову, в котором Пётр называет Иакова епископом и просит сохранить книги его (Петра) проповедей и передать их 72 братьям и другим верным ученикам. Учение должно сохраняться тайно из-за тех, кто отвергли закон Моисеев вслед за человеком, который был врагом при жизни (вероятно, имеется в виду апостол Павел). В другом приложении говорится, что Иаков исполнил волю Петра и передал книги пресвитерам. Среди другого обширного раздела «Псевдо-Климентин» (Гомилий) сохранилось «Послание Климента Иакову», в котором Климент сообщает о мученичестве Петра и своём епископстве. Таким образом, самым примечательным аспектом образа Иакова в «Псевдо-Климентинах» являются его взаимоотношения с апостолами Петром и Павлом. Очевидная идеологизированность повествования заставляет исследователей искать его авторов среди поздних иудействующих сект. В гностическом апокрифе Иакова из кодекса Юнга, составленном в форме послания, утверждается, что Иаков вместе с апостолом Петром получил особое откровение, которого не имели другие апостолы. Тайное знание Господь передавал им в течение 550 дней прежде Своего Вознесения. В разделе 16:5–11 говорится, что Иаков отправил других апостолов в иные места, а сам пошёл в Иерусалим. Среди гностических текстов из Наг-Хаммади были найдены первый и второй Апокалипсисы Иакова, которые представляют собой итог развития образа Иакова в еретической среде. Он предстает здесь как Искупитель и Открыватель тайн. В первом Апокалипсисе приводятся два диалога между Иисусом Христом и Иаковом – во вторник, до Страстей, и через несколько дней после Воскресения, а также рассказ о мученичестве Иакова, который называется братом Господа по духу, а не по плоти и Праведным. Согласно этому сочинению, Господь явился Иакову на той горе, где ученики обычно слушали Его проповеди, и поручил наставить 12 апостолов. В финале предсказывается мученическая кончина Иакова, но из-за повреждённости текста дальнейший рассказ неясен. С именем Иакова связывается отказ от жертвоприношений. Во втором Апокалипсисе также приводятся рассказ о мученичестве Иакова и диалог со Спасителем, причём Иаков выступает в Иерусалиме против храма и культа и пророчествует о разрушении храма, за что его предают смерти. Отцом Иакова называется Февда, а матерью – Мария. Некий Мареим (священник) убеждает их утихомирить Иакова, который возбудил против себя толпу в храме, но позже становится свидетелем убийства Иакова, о котором говорится как о возлюбленном и вскормленном «одним и тем же молоком» с Иисусом Христом. Степень их родства уточняется в отрывке 50:23, но текст сильно повреждён и не подлежит реконструкции. В Средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица. Именем Иакова названа литургия апостола Иакова, которая служится в различных церквах сирийской традиции. В современной библеистике он считается представителем иудеохристианской традиции, противостоящей паулинскому христианству. В ноябре 2002 г. было объявлено о находке иудейского оссуария (костницы), т.е. ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах, надпись на котором по-арамейски гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Практика вторичного захоронения возникает в Иерусалиме в I в. до н.э. и исчезает после 70 г. н.э. (в Галилее встречается до начала III в. н.э.).

 



 
PR-CY.ru