ИАКОВ - Страница 3

Чтобы защитить учение о приснодевстве Пресвятой Богородицы, Иероним Стридонский провёл детальный анализ всех евангельских мест, связанных с братьями Господними, и пришёл к выводу, что Иаков – это Иаков Алфеев, апостол от 12 (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15), прозванный Младшим (Меньшим), чтобы отличить его от Иакова Старшего, брата апостола Иоанна Зеведеева, который был убит по приказу Агриппы I Ирода в 44 г. Из такого отождествления следует, что Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, упомянутая в Евангелии от Марка (15:40), является не Пресвятой Девой, а иной Марией, которая в других местах Священного Писания именуется Марией Иаковлевой (Мк. 16:1; Мф. 27:56; Лк. 24:10 – «мать Иакова»). Поскольку в Евангелии от Иоанна (19:25) отдельно упоминаются Матерь Божия и Её сестра, некая Мария Клеопова, то Иероним сделал вывод, что Алфей и Клеопа (Клопа) – имена одного и того же человека, отца Иакова, а значит, братья Господни являются двоюродными Ему, а не родными. Ту же точку зрения проводит палестинская община после смерти Иакова, преемником которого оказался Симеон, сын Клеопы, «которого считали двоюродным братом Господа». Иначе говоря, случилось то же, что имело место у всех семитских народов (и в частности у арабов), где вопросы о кровном родстве играют такую же роль. Торжествует восточный принцип родовой преемственности власти, организуя род миниатюрного халифата. Теорию Епифания, которая также подтверждает приснодевство Марии, но другим путём, Иероним отверг по той причине, что она основана на апокрифах. Хотя в других произведениях он не был столь категоричен в выводах, именно такое решение проблемы было принято католической церковью и официально закреплено на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). Существовала и четвёртая точка зрения, в древности принятая сектой эбионитов, которые отрицали непорочное зачатие Иисуса Христа и соответственно полагали, что Иаков является сыном Девы Марии и родным старшим братом Спасителя. Тесно связаны между собой «Деяния святых апостолов» и Послания апостола Павла, поскольку содержат информацию об одних и тех же событиях, в которых принимал участие Иаков, названный в этих историях пока только братом Господним. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа Иакову после воскресения. Кроме этого Иаков упоминается в «Деяниях Апостолов» (12,17; 15,13–21; 21,18), в Послании к Галатам (1,19; 2,9). Именно Иаков по свидетельству «Деяний Апостолов» произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов. В «Деяниях» (1:13–14) братья Господни упоминаются наряду с 11 апостолами, но не называются по именам. Однако в «Деяниях» (1:13) упоминается апостол Иуда Иаковлев (ср.: Лк 6:16), прозвище которого, как в Иуд. 1:1, иногда толкуют как указание на его брата – Иакова (в этом случае упомянутый чуть раньше в этом же стихе Иаков Алфеев – это и есть Иаков). Однако многие экзегеты отвергают такую интерпретацию, считая, что «Иаковлев» – это указание на имя отца апостола Иуды. У исследователей не вызывает сомнения, что Иаков имеется в виду, когда повествуется о том, как апостол Пётр, освобождённый ангелом из темницы, первым делом просит уведомить об этом «Иакова и братьев» (Деян. 12:17). В «Деяниях» (гл.15) говорится о роли Иакова на Апостольском соборе в Иерусалиме, а в «Деяниях» (гл. 21) – о его отношениях с апостолом Павлом во время его последнего визита в Иерусалим перед арестом.

 



 
PR-CY.ru