ИАКОВ - Страница 9

Рассказ Егесиппа таков: «Упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: “Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе Христе распятом; объяви нам, что это за «дверь Иисуса»”. И ответил он громким голосом: “Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придёт на облаках небесных”. Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: “Осанна Сыну Давидову”. Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: “Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему”. И они закричали: “О! И праведный в заблуждении!” Они исполнили написанное у Исаии: “Уберём праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих”. Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг другу: “Побьём камнями Иакова Праведного”, и стали бросать в него камни, т.к., сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, встал на колени, говоря: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают”. Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал пророк Иеремия, закричал: “Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!” Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался». Историчность рассказа исследователям трудно доказать или опровергнуть. Ряд элементов очень похож на повествование об убиении архидиакона Стефана в книге «Деяния апостолов». Климент Александрийский сообщает об Иакове в сохранившихся лишь в отрывках «Очерках»: «Пётр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного»; и далее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава». Таким образом, Климент одним из первых говорит о епископском служении Иакова, на которое он был избран апостолами. Хотя использование этого титула по отношению к Иакову в критической библеистике обычно признаётся анахронизмом, наличие в кумранской общине схожего служения свидетельствует о возможности использования таких титулов в иудеохристианской среде. Рассказ Климента, вероятно, направлен против гностиков и призван свидетельствовать, что апостольское преемство гарантирует сохранение истинного знания в церкви епископами как преемниками апостолов. Очень сложную композицию, сформировавшуюся в III – начале IV в., точное происхождение которой и первоначальный состав исследователи установить не могут, представляют собой «Псевдо-Климентины». Иаков упоминается в этом сборнике множество раз. В частности, говорится о том, что повествования, называемые «Recognitiones» («Узнавания»), написаны священномучеником Климентом Римским (88/90 – 97/99 гг.). Раздел Recogn. I 27–72 современные исследователи отождествляют с сочинением «Восхождения Иакова», которое упоминает святитель Епифаний Кипрский (IV в.). В нём приводится рассказ апостола Петра Клименту, охватывающий события от Сотворения мира до 7 г. после Пятидесятницы. Этот рассказ завершается выступлением Иакова перед иудейскими лидерами, нападением на него некоего врага (в котором узнаётся апостол Павел) и гонениями на церковь. Иаков называется архиепископом Иерусалима. Его мученичество не описывается.

 



 
PR-CY.ru