ИАКОВ - Страница 7

Изображение состояния общины (1:20 и сл.; 3:10, 14 и сл.;4:1 и сл.; 2:15 и сл.) слишком мрачно и не подходит к собранию святых первого часа. Особенно 2:14–26 заставляет исследователей предполагать, что мы имеем дело с эпохой после апостола Павла. Здесь идёт речь о необходимости веры в добрые дела. Примечательно, что этот же спор отражает первое послание Римского епископа Климента (около 95 г., гл. 31–34) и ведёт его в духе Иакова. Не совсем подходит к эпохе Иакова и точка зрения на закон, проводимая в послании. Это именно не обрядовый закон Моисея, а «совершенный закон свободы» (1:25) христианства. Наконец, исследователи обращают внимание на то, что Иаков в своём послании ни разу не опирается на свой авторитет, который, во всяком случае, не мог быть ничтожным в глазах христиан (безразлично, из иудеев или язычников). Правда, эти нерешительные аргументы заставляют исследователей перенести дату написания послания на 70 г. Кроме того, не лишены значения наблюдения над литературным родством послания с некоторыми произведениями начального христианства. Его автор пользуется посланиями апостола Павла и знает евангельскую традицию. Исследователи полагают, что он писал даже после первого послания Климента (ср.: Иак. 2:25 и I Клим. 12; Иак. 3:13 и Клим. 38; Иак. 4:6 и Клим. 21 и др.). Если так, то послание могло появиться только в самом конце I в. Место написания послания исследователи не выяснили. Некоторые называют Рим на основании его сходства с первым посланием Климента и «пастырем» Ермы. Существует также апокрифическое «Протоевангелие Иакова», также приписываемое Иакову Младшему, не вошедшее в состав канонических книг. Тем не менее, многие сведения из этой книги вошли в состав Священного Писания, в частности, повествование о Рождестве Богородицы и Её введении во храм. «Протоевангелие Иакова», несмотря на апокрифический характер, является одним из важных свидетельств развития представлений ранней церкви об Иакове. Вероятно, именно он называется автором этого сочинения (в «Декрете Геласия о книгах принимаемых и не принимаемых» в соответствии с западной традицией автор отождествляется с Иаковом Младшим). Иаков и другие братья Иисуса Христа, согласно «Протоевангелию Иакова», являются детьми Иосифа от первого брака. О праведном Иосифе сообщается, что он овдовел и был уже в почтенном возрасте (согласно Епифанию Кипрскому, ему было около 80 лет), когда по жребию был избран охранять Пресвятую Деву. Возможно, его сын Иаков вёл под уздцы ослицу, на которой ехала Дева Мария во время бегства в Египет. Кроме того, в «Протоевангелии Иакова» отмечается, что после Рождения Иисуса Христа Мария сохранила девство. Дополняет образ Иакова новыми подробностями также «Евангелие евреев», известное лишь во фрагментах. В одном из фрагментов, который приводит Иероним Стридонский, говорится, что Иаков, после того как испил чашу Господню, поклялся, что не будет вкушать хлеба, пока не увидит Воскресшего Господа. Тогда Господь явился ему, принёс хлеб, благословил его, преломил и подал Иакову со словами: «Мой брат, съешь свой хлеб, так как Сын Человеческий восстал от спящих». Очевидно, что данный рассказ зависит от целого ряда евангельских сюжетов: помимо синоптических повествований о Тайной вечере автор знал Евангелие от Матфея (27:59 и 26:51), а также, возможно, Евангелие от Марка (2:20); при этом весь рассказ противоречит Евангелию от Иоанна (20:24–29).

 



 
PR-CY.ru