ИАКОВ - Страница 11

Оссуарий имеет трапециевидную форму, у основания его длина составляет около 50 см, в верхней части – до 56 см. Одна из коротких сторон перпендикулярна основанию, другая наклонена. Ширина ящика около 26 см, высота – около 30 см. Крышка плоская и располагается на внутреннем выступе. На дне обнаружены мельчайшие костные фрагменты. Сильно пострадавший от эрозии оссуарий сохранил нечёткие следы бедного украшения (розетки). Форма оссуария соответствует тому, что известно о практике изготовления оссуариев в 20 г. до н.э. – 70 г. н.э., и не вызывает споров. Иначе дело обстоит с надписью. Значительная группа библеистов и эпиграфистов отказалась признать её подлинной. Дискуссия о её аутентичности или поддельности не имеет завершения, т.к. исследователи не могут опираться на археологические данные: оссуарий был обнаружен случайно французским палеографом А. Лемером в частной коллекции антиквара О. Голана (что во многом повредило введению надписи в научный оборот), а не найден археологами непосредственно на месте раскопок. В литературе приводятся палеографические и статистические аргументы, а также данные изотопных исследований артефакта. Сторонники подлинности считают, что надпись по палеографическим признакам (надпись 19,5 см длиной и около 0,9 см высотой, между буквами нет пробелов, использовано курсивное письмо, существовавшее в период между 10 и 70 гг. н.э.) вполне можно датировать последними двумя десятилетиями перед разрушением Иерусалима в 70 г. (что даёт основание связать её непосредственно с Иаковом, братом Господним). Статистические расчёты дают относительно небольшую вероятность того, что подобное сочетание могло быть широко распространено, хотя имена надписи относятся к наиболее распространённым в этот период (в каталоге израильских оссуариев, содержащем 233 надписи, имя Иосиф встречается 19 раз, Иисус – 10, Иаков – 5 раз). Так, А. Лемер считает, что в Иерусалиме в течение двух поколений до 70 г. могло жить около 20 чел., носивших имя Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса. Позднее он, однако, согласился с расчётами специалиста в области математической статистики К. Фукса из Тель-Авивского университета, согласно которым в Иерусалиме I в. н.э. могли жить два человека по имени Иаков, сын Иосифа, которые имели брата по имени Иисус. В июне 2003 г. израильское Управление по делам древностей на основании геохимических исследований (экспертами выступили Э. Горен, Тель-Авивский университет и А. Айлон, Израильский геолого-разведочный институт) сделало официальное заключение, что оссуарий является древним, а надпись на нём, по всей вероятности, – современная подделка. Окаменевший известковый налёт коричневатого цвета, присутствующий на всех частях оссуария, подтверждает его древность, но в надписи и вокруг неё обнаружен мягкий сероватый налёт, изотопный анализ которого показал, что этот налёт не мог сформироваться в данном месте в течение двух тысяч лет. Последняя экспертиза, проведённая в Израильском геолого-разведочном институте, показала, что спорный известковый налёт вполне мог образоваться за две тысячи лет. Если он не относится к этому времени, то это можно объяснить попыткой очистить надпись с помощью растительных или химических средств. Эксперты Королевского музея Онтарио пришли к выводу, что перед продажей оссуария надпись была очищена с использованием неизвестного растворителя и острого инструмента, что повлияло на состояние налёта в этом месте. До настоящего времени вопрос о его аутентичности однозначно не решён и по-прежнему остаётся дискуссионным, ожидается проведение дальнейших экспертиз.



 
PR-CY.ru