ИАКОВ - Страница 5

Исследователи считают, что если отбросить теории «хронологической путаницы» и поздних интерполяций (или искажений) новозаветных текстов, то возникшую в христианстве в середине I в. ситуацию можно кратко изложить следующим образом. Иерусалимская община, которую возглавлял Иаков, состояла преимущественно из евреев и прозелитов, которые, уверовав во Христа, продолжали посещать Иерусалимский храм, соблюдать закон Моисеев и внешне не отличались ещё от прочих иудеев. Иудейские власти, в свою очередь, несмотря на вспыхивавшие конфликты, в целом допускали возможность существования в среде народа тех, кто уверовал в Пришедшего Мессию. К проповеди среди язычников Иаков относился положительно, о чём говорит апостол Павел в Послании к Галатам (2:3, 6–9), и соглашался, что язычники не обязаны для спасения соблюдать закон Моисеев, за исключением тех заповедей, которые были перечислены в соборном решении (Деян. 15:20, 29; 21:25). Однако, с точки зрения апостола Павла, такая позиция была противоречива, поскольку придерживавшиеся закона Моисеева не могли находиться в полном общении с христианами из язычников, в частности, участвовать в совместных трапезах. Вероятно, по этой причине апостол Павел не ссылается на соборное решение в Послании к Галатам, поскольку оно допускало возможность для язычников стать христианами и войти в эсхатологический народ Божий, не принимая закона Моисеева, но закрепляло разделение церкви на две не общавшиеся друг с другом общины. Ситуация осложнялась тем, что христиане, жившие в Иерусалиме, были «нищими» не только по духу, а потому нуждались в помощи от диаспоры, но не могли принимать дары от тех, кто не соблюдал закон Моисеев (ср.: Рим. 15:31). Кроме того, в этот период обострились отношения в Палестине между иудеями и римскими властями. Среди зилотов появилось множество сторонников вооружённой борьбы с язычниками и с теми, кто с ними сотрудничал. По этой причине деятельность апостола Павла компрометировала христиан из евреев в глазах зилотов. Когда апостол Павел прибыл в Иерусалим, и слухи о его контактах с язычниками стали распространяться по городу, Иаков предложил ему пройти обряд очищения, чтобы отвести от местных христиан подозрения в отказе от закона Моисеева и защитить апостола от иудейской толпы, не меняя при этом решения относительно христиан из язычников (Деян. 21:18–25). Но это не помогло, и апостол Павел был арестован и тем самым спасён от смерти римскими властями. Вероятно, нараставший антагонизм между христианами из евреев и иудеями, отвергнувшими Христа, привёл в скором времени к гибели Иакова, хотя новозаветные тексты об этом умалчивают (если Послание Иакова написано им, то обличение зилотов можно усмотреть в Иак. 1:20–21 и 2:13). Начавшаяся в 66 г. война с Римом и последовавшее разрушение храма положили конец существованию той общины, которую возглавлял Иаков. Иосиф Флавий сообщает, что Иаков был убит в тот период, когда римского прокуратора Феста сменил Альбин, на основании чего исследователи датируют его мученичество 62/63 г.

 



 
PR-CY.ru