ИАКОВ - Страница 4

Возникает вопрос: как Иаков мог стать столь влиятельной фигурой в ранней церкви, если он не принадлежал к числу 12 апостолов? Некоторый свет на это проливают свидетельства апостола Павла, который в Первом послании к Коринфянам (15:7) особо выделяет Иакова среди тех, кому Господь являлся после Воскресения. Хотя делались предположения, что данное место является интерполяцией или соединяет два альтернативных предания о явлениях Христа и отражает рост влияния Иакова в общине после ухода апостола Петра из Иерусалима. В настоящее время признано, что этот пассаж не литературная композиция, а вероисповедная формула, полученная апостолом Павлом из церковного Предания (косвенное подтверждение раннего бытования рассказа о явлении Христа Иакову содержится в апокрифическом «Евангелии евреев»). По свидетельству древних писателей, Иаков был первым епископом Иерусалима. Одним из решающих факторов в выдвижении Иакова в лидеры иерусалимской общины (тем более что 12 апостолов постепенно разошлись по сторонам света, проповедуя Евангелие), вероятно, стало явление воскресшего Господа. В Послании к Галатам (1:19) апостол Павел рассказывает о том, что виделся с Иаковом в Иерусалиме через три года после своего обращения, отмечая, что не застал там других апостолов, кроме апостола Петра, с которым пробыл 15 дней. В связи с этим в критической библеистике рассматривается вопрос: был ли Иаков апостолом в узком смысле этого слова (или считал ли апостол Павел его истинным апостолом)? Выражение апостола Павла двусмысленно. Иаков всегда упоминается наряду с апостолами, но, поскольку он не покидал Иерусалим ради благовествования и занимал в Иерусалимской церкви исключительное положение, апостол Павел и автор «Деяний Апостолов» не прилагают к нему титула «апостол» (вероятно, по той же причине последующая традиция называет его преимущественно епископом). В Послании к Галатам (2:9) сообщается, что Иаков наряду с апостолами Петром (Кифой) и Иоанном именуется «столпом» (т.е. опорой церкви). Апостол Павел также отмечает, что иерусалимские «столпы» приняли его вместе с Варнавой в общение и предложили разделить миссионерские усилия – Павлу и Варнаве проповедовать среди язычников, а им – среди евреев. Дальнейшие взаимоотношения апостола Павла и Иакова являются одной из самых сложных и обсуждаемых проблем в библейской науке. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 г. Конфликт, описанный в Послании к Галатам (гл. 2) и «Деяниях» (гл. 15), породил множество теорий о его истинных причинах и значении решения Иерусалимского собора апостолов. Принятие той или иной точки зрения во многом зависит от оценки исторической достоверности сообщений апостола Павла и автора «Деяний Апостолов» и от разрешения противоречий между ними. Главной проблемой в связи с личностью Иакова являются вопросы: в каком отношении к нему находились «лжебратья» из Послания к Галатам (2:4–5) и те, кто «прибыл от Иакова» в Послании к Галатам (2:12), и насколько верно они отражали его точку зрения? Если конфликт в Антиохии имел место после принятия решения о язычниках Апостольским собором, выяснение причин конфликта и истинного значения соборного решения может пролить свет на позицию Иакова.

 



 
PR-CY.ru