ИИСУС ХРИСТОС - Страница 10

Концептуализированное знание об Иисусе Христе, нашедшее своё отражение в христианской догматике, получило название христологии (христологией называется также раздел теологии, специально посвящённый изучению личности и земной жизни евангельского Иисуса Назарянина). Знаменательно, что проповедь о Христе среди людей, чуждых идее единобожия, сопровождалась не только насмешками по поводу грядущего воскресения мёртвых и поклонения распятому Иисусу, но и пользовалась очевидным успехом, поскольку это были не только слова, но и настоящие мистерии. Так, жители города Листры, присутствовавшие на проповеди апостола Павла и его спутника Варнавы, увидели, как он исцелил хромого, и решили, что боги сошли в человеческом образе, и назвали Варнаву Зевсом, а Павла – Ермием. Жрец Зевса привёл к воротам быков, принёс венки и хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Услышав об этом, апостолы Варнава и Павел разодрали на себе одежды и с криком «Зачем вы это делаете?» бросились в толпу. «Мы такие же люди, говорили они, как и вы, и пришли к вам с Благой вестью, чтобы обратились вы от никчемных идолов к Богу Живому». Этими речами они едва смогли удержать народ от жертвоприношения в их честь. Даже из этого эпизода видно, что главное, на что обращали внимание слушатели, это не сама проповедь, а то, что ей сопутствовало (в данном случае – исцеление хромого). Апостолы шли с Благой вестью, но они не только проповедовали, распространяя новое учение. Прежде всего, они свидетельствовали о Христе, демонстрируя необычные способности, переданные им «Богом Живым». Видимо, апостолы были не столько проповедниками (в буквальном смысле), сколько магами и колдунами. «Язычников» при этом нисколько не удивлял факт «вочеловечивания» Бога в Иисуса Христа, Его воскресение из мёртвых, что было абсолютно неприемлемо для саддукеев, и уж тем более приход Спасителя, способного судить не по справедливости, а по милосердию Своему. Население Римской империи ни в какую справедливость не верило, а стремление перестроить мир на разумных началах, согласно учению стоиков и эпикурейцев, простому народу было неведомо. Поэтому проповедь апостолов, имеющих к тому же дар пророчества, знающих «все тайны» и имеющих «всякое познание и всю веру», призывающих к любви и милосердию, попадала на благодатную почву. Тем более, когда христиане стали демонстрировать стойкость в вере даже ценой жизни и жестоких мучений (чего, кстати, не приемлет иудаизм), христианство стало быстро распространяться по всей Ойкумене. Признание Воскресения Иисуса Христа было важнейшим постулатом веры ранних христиан. Только это могло сплотить Его учеников после казни, в условиях духовного кризиса, вызванного не оправдавшимися эсхатологическими ожиданиями. Недаром апостол Павел утверждал: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Именно признание того, что Иисус Христос принял смерть за грехи людей, воскрес из мёртвых на третий день, и вера в Его скорое второе пришествие (которое начали связывать с концом света и Страшным судом), составляли ядро первоначальной христианской доктрины. Разумеется, в таких условиях не было нужды в записи этого учения. Первые десятилетия после смерти Иисуса Христа – время устной традиции. Роль священных текстов в это время выполняли отрывки из Ветхого Завета, содержащие мессианские пророчества. Но при отдалении во времени и уменьшении числа свидетелей, а также отсрочки второго пришествия потребовались записи отдельных положений христианского учения. Первоначально это были записи изречений Иисуса, а затем появились более сложные письменные памятники, из которых, путём отбора, сложился канонический свод – Новый Завет, куда входят Евангелия, Деяния апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Жизнь Иисуса Христа описана в четырёх Евангелиях, подлинность которых признаётся церковью. Их авторство приписывается апостолам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Три первые называют синоптическими («смотрящими вместе» или «обзорными») из-за их большого сходства. Иные тексты, не признаваемые церковью (так называемые апокрифические Евангелия), а также Протоевангелие Иакова, рассказывают о различных эпизодах из жизни Христа. В Евангелиях Иисус Христос предстаёт не просто целителем, наделённым необыкновенными способностями. Совершаемые Им исцеления происходят мгновенно и окончательно, усиливая или обращая вспять природные процессы.

 



 
PR-CY.ru