ИИСУС ХРИСТОС - Страница 2

По упоминаниям у разных церковных писателей (Климента Александрийского, Оригена, Евсевия, Иеронима и др.) и отрывкам исследователям известны Евангелия «от евреев», «от египтян», «12 апостолов», «Петра», возникшие во II в., а первое (Протоевангелие Иакова), может быть, даже в I в., одновременно с греческим переводом Евангелия от Матфея. У отцов и церковных писателей I–III вв. – апостола Павла (Деян. 29:35), Псевдо-Варнавы, Игнатия Богоносца, Оригена – встречаются изречения Иисуса Христа и факты, которых нет в каноническом Четвероевангелии. Некоторые из них прочно вошли в церковное предание, как, например, показание раннехристианского апологета Иустина Мученика (около 100 – 165 гг.), что Спаситель родился в вертепе (то же и в Протоевангелии Иакова). Согласно Евангелиям, земными родителями Иисуса Христа были престарелый плотник Иосиф, принадлежащий к роду царя Давида, и юная девушка Мария. В Священном Писании о них мало сведений, что отчасти восполняют апокрифические Евангелия, авторы которых опирались, как они сами считали, на очень древние предания. Из них известно, что родители Марии (Иоаким и Анна) долгое время не имели детей. Анна очень страдала от этого, но однажды к ней явился ангел Господень и возвестил ей: «Анна! Твоя молитва услышана. Ты родишь, и твой род будет славен во всём мире». Анна обрадовалась и сказала: «Кто бы ни родился у меня, я отдам ребёнка Господу, и он посвятит свою жизнь служению Ему». Через год Анна родила девочку и нарекла ей имя Мария. Когда дочери исполнилось три года, родители отвели её на воспитание в храм Господень и оставили там. Здесь она прожила десять лет. Однажды, когда первосвященник молился в храме, ангел Господень явился ему и сказал: «Созови тех, кто не женат среди народа твоего, и пусть каждый из них принесёт свой посох. Тот, на кого укажет Господь Своим знамением, будет мужем Марии». Первосвященник разослал по всей Иудее глашатаев, которые созвали в Иерусалим всех неженатых мужчин. Среди прочих был здесь и Иосиф из Назарета – в ту пору уже почтенный старец, овдовевший много лет назад и имевший взрослых детей. Первосвященник взял у каждого посох, вошёл в храм и молился. Когда он стал раздавать их обратно, из посоха Иосифа вылетела голубка. Так Бог дал Своё знамение. Первосвященник сказал Иосифу: «Ты избран Господом в мужья Марии». Иосиф был удивлён этим выбором и поначалу хотел отказаться: «Я старик, и дети мои давно стали взрослыми. Она же ещё очень молода. Как может она стать моей женой?» Но первосвященник не внял ему, сказав: «Страшись идти наперекор воле Господней». Тогда Иосиф смирился, привёл Марию в свой дом, и она жила там четыре года, оставаясь девственницей. У Иосифа был родственник по имени Захария, священник, которому в храме явился ангел Господень и сказал ему о рождении Иоанна Предтечи. А через шесть месяцев архангел Гавриил явился в Назарет к Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная! Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего…» Мария отвечала: «Как будет этот, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечал: «Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим…» В соответствии с каноническими текстами Нового Завета (а также некоторыми апокрифами) Сын Божий Иисус Христос родился в Вифлееме в результате непорочного зачатия от Святого Духа (см. Партеногенез) Девы Марии (см. Богородица). Он родился в конце правления царя Ирода, между 6 и 4 гг. до н.э. (датировка, предложенная в VI в. монахом Дионисием Малым, на которой основан современный христианский календарь, оказалась неточной). О Рождестве Иисуса Христа повествуют Евангелия от Матфея и Луки, где рассказывается, как Мария вместе с Иосифом должны были вернуться в Вифлеем для переписи населения. Иисус появился на свет в дороге, поскольку, когда они приехали в Вифлеем, места в гостинице не оказалось, и потому они остановились в хлеву. Мария, родив Сына, запеленала Его, положила в ясли, куда клали корм для скота, потому что ей больше некуда было Его положить. Поэтому сцену Рождества обычно помещают или в пещеру, или в «хлев» – убогую деревянную постройку. Рядом с Младенцем изображают быка и осла, упомянутых в апокрифическом «Евангелии детства», не вошедшим в церковный канон. Пастухи, ведомые ангелом, пришли поклониться Ему, а вслед за ними – волхвы с Востока.

 



 
PR-CY.ru