ИИСУС ХРИСТОС - Страница 3

Из многочисленных Евангелий детства Иисуса Христа самым древним считается Протоевангелие Иакова (первая полвина II в.), где сообщаются имена родителей Богородицы. Исследователи подчёркивают, что ко II в. восходят также повесть об успении Богоматери и, может быть, Евангелие Никодима – о суде над Христом и Его сошествие в ад. При этом всё, что в этих писаниях выдерживает историческую критику, вполне согласно с Евангелиями канона, большей частью даже утверждает их авторитет. Остальное оказывается результатом фантазии, иногда не совсем качественной (например, чудеса ребёнка Иисуса в Евангелии от Фомы). На многом сказываются гностические и докетические влияния II–III вв. (уже в Евангелиях «от египтян» и «Петра»), указывают на зависимость «Евангелий детства» от жизнеописаний Будды. Ничего подобного нет в Евангелиях канона; попытка указать влияние буддизма на них и соответственно на самого Иисуса Христа (Мартин Зейдель) компетентной критикой признаётся неудавшейся. И прочие открытия в области древнехристианской литературы и истории не дали для истории собственно Христа ничего существенно нового. Во всяком случае, они не поколебали положения, что Евангелия дают тот Его образ, какой хранила первенствующая церковь. В лучшем для отрицательной критики случае, они могут служить лишь иллюстрацией к некоторым еретическим взглядам, о существовании которых наука знала, однако, и раньше. Так или иначе, но Иисус Христос уже в 65 г. признавался в христианской церкви рождённым от Духа Святого. Согласно утвердившимся представлениям, на восьмой день после рождения Младенец был назван Иисусом, и над Ним был совершён обряд обрезания. На сороковой день Иисус был принесён в Иерусалимский храм, где произошло Его ритуальное посвящение Богу. Затем Иосиф и Мария с Младенцем, преследуемые царём Иродом, бегут в Египет и возвращаются в Галилею лишь после его смерти (о последующих годах жизни Иисуса, о Его детстве и юности канонические Евангелия практически ничего не сообщают). Лишь после тридцати лет жизни в безвестности Иисус Христос принимает крещение в водах реки Иордан от Иоанна Крестителя (Предтечи). Затем на сорок дней уходит в пустыню, где в духовном поединке побеждает дьявола, троекратно отклоняет его искушение, начинает проповедническую деятельность в своей родной Галилее и собирает вокруг Себя учеников (двенадцать апостолов) и последователей. Хотя выражение «учение Христа» приобрело устойчивый характер, на самом деле никакого «учения» Иисус Христос не создавал, и собирал Он не учеников, в строгом смысле слова, а свидетелей Своей славы, позорной казни и Воскресения, поскольку есть свидетель – есть Иисус, нет свидетеля – нет Иисуса. Собрав своих первых последователей из числа гонимых иудеев, Иисус предрёк неизбежное наступление Своего царства, однако никто не понял, что речь идёт об изменении судьбы мира; бедняки же ожидали от него немедленной перемены своей участи. Говоря притчами и иносказаниями, совершая исцеления, Христос призывал к вере и покаянию. Не один раз люди спрашивали Иисуса, что самое главное в Его учении и как получить вечную жизнь в Царстве Божьем, но часто спрашивали лишь для того, чтобы найти против Него обвинения. Однажды один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что записано? Как читаешь?» Тот сказал в ответ: «Написано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так и поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, спросил: «Иисус, а кто мой ближний?» В ответ на этот вопрос Иисус рассказал притчу: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогой и, увидев его, прошёл мимо. Так же и левит (правоверный иудей), быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Третьим проезжал некий самаритянин (самаритяне не были правоверными иудеями). Он увидел несчастного, сжалился над ним и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил он его на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник отвечал: «Оказавший ему милость». Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».

 



 
PR-CY.ru