ИИСУС ХРИСТОС

ИИСУС ХРИСТОС – основатель и центральный образ христианства, дающий название данной религии. Имя  «Иисус» означает «Спаситель» (арам. Иешуа – одно из самых распространённых имён той эпохи), слово «Христос» является титулом (греч. «Помазанник», «Мессия», от арам. «Мешиах»). О приходе Царя и Священника, который станет править Израилем, говорили предсказания Ветхого Завета, где выражение «машиах Ягве» многократно прилагается к израильским царям как поставленным Ягве и получившим от Него силы на прохождение своего служения; Исайя (45:1) применяет его к персидскому царю Киру II Великому (559–530 гг. до н.э.). Но уже в Ветхом Завете оно применяется также и к будущему, Богом обетованному Мессии (например, Пс. 2:2), и в еврейской литературе позднейшего времени (приблизительно с III в. до н.э.) оно преимущественно стало обозначать обетованного Мессию, Царя и Избавителя. В конце I в. до н.э. евреи ожидали видеть в Мессии национального вождя, избавителя от власти римлян, праведного, непобедимого и вечного царя из дома и града Давида. Правда, напряжённым и извращённым мессианским ожиданиям в эпоху борьбы еврейства с Римом соответствовало появление множества лжемессий – политических агитаторов на религиозной почве (о явлении лжемессий и лжепророков предупреждал своих учеников и сам Спаситель). Крупнейшим из них был Бар-Кохба (Сын Звезды), поднявший при императоре Адриане (117–138 гг.) восстание, в котором погибло более полумиллиона евреев и, наверное, не меньшее число римских верноподданных (исследователи, впрочем, замечают, что подобные агитаторы чаще выступали, по-видимому, как предшественники вот-вот грядущего Мессии). В отличие от иудеев христиане верят, что обещанным Мессией является именно Иисус из Назарета Галилейского, прямо возвестившего о Себе как об обетованном Мессии-Христе. Это признанно всем христианским миром, а также (в определённом смысле) и мусульманами. В Коране Иисус Христос семь раз признан ал-Масиах – Мессия. Мухаммад признавал Его высшим из пророков до него и принимал Его рождение от Девы и нетление Его тела, чем ставил Иисуса Христа даже выше самого себя. Согласно христианской традиции, Иисус Христос является Богочеловеком, Сыном Божьим (вторая ипостась Святой Троицы, Бог Сын), воплотившимся на земле в результате непорочного зачатия Девой Марией от Святого Духа и соединившем в Себе божественное и человеческое начала. Монофизитсткие (см. Монофизитство) христианские церкви отрицают в Нём человеческое начало, рассматривая природу Иисуса Христа исключительно как божественную. Его земная жизнь описана в четырёх Евангелиях, подлинность которых признаётся церковью; их авторство приписывается Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Три первых Евангелия из-за их большого сходства называются синоптическими (т.е. «обзорными» или «смотрящими вместе»). Иные тексты, не признаваемые церковью, так называемые апокрифические Евангелия (см. Апокрифы), рассказывают о различных эпизодах из жизни Иисуса Христа, так же как и Протоевангелие Иакова. Сведения об этих Евангелиях пополнились находкой нескольких новых отрывков, которые только подкрепили убеждение исследователей, что из всего существовавшего в I–II вв. письменного предания о Христе церковь сохранила в канонических Евангелиях всё наиболее ценное не только в богословском, но и в историческом отношении. Евангельская история – один из редких в науке примеров, когда историко-критическое изучение упорно не идёт навстречу скептическим предположениям и взглядам. Кто не имеет сил принять её, как она есть, т.е. как объективное чудо, тот должен признать, по крайней мере, что именно такой она отразилась в представлении её непосредственных свидетелей и участников – людей, имевших все средства в точности знать истину и свято веривших во всё, о чём они проповедовали. Во всяком случае, представления о делах и учении Спасителя у первых христиан было не беднее нашего: всё, что есть в Новом Завете, входило в это представление. Возможно, оно было даже богаче: в I–III вв., и даже позже, существовали Евангелия кроме четырёх канонических, дававшие отчасти иной материал и если не пользовавшиеся в церкви тем же авторитетом, то и не безусловно ею отвергавшиеся (в прологе Евангелия от Луки говорится о многих евангельских записях, которые автор имел перед собой).

 



 
PR-CY.ru