ИИСУС ХРИСТОС - Страница 11

Однако вместо того, чтобы укреплять чудесами Своё влияние на толпы последователей, Иисус требовал от них веры до сотворения чуда и молчания после него. Таков, например, рассказ об исцелении слепых: «Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они вышедши разгласили о Нём по всей земле той» (Мф. 9:27–31). Бог через Иисуса Христа дарует людям телесное здоровье, и чудеса – это доказательство могущество Отца, которому причастен Сын. Для евангелиста Иоанна все совершённые исцеления, чудесное умножение хлебов и рыбы – знаки божественного начала Иисуса Христа. Исцеления мужчин и женщин, больных физически и психически, были также свидетельством любви Бога к Своему творению. К Иисусу влекло людей, нуждавшихся в поддержке, больных, уповавших на божественную милость. Так, отец неизлечимо больного сына сказал ему: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь веруешь, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:22–24). Очевиден алогизм веры, вызываемой Иисусом у тех, кого Он исцелял. Хронологическую рамку, по которой следует распределять представляемый Четвероевангелиями материал, даёт Евангелие от Иоанна; но как именно расположить этот материал внутри этой рамки – на это у исследователей также нет точного ответа. Все «согласия четырёх Евангелий» имеют лишь большую или меньшую вероятность, и ни одно из них не авторизуется церковью безусловно. Даже год рождения и смерти Спасителя едва ли когда-нибудь удастся вполне точно определить. Считается несомненным, что Он родился при Ироде Великом, или Старшем (ум. в 750 г. от основания Рима, весной), и, следовательно, на несколько лет (не менее трёх) раньше христианской эры (1 г. н.э. – 754 г. от основания Рима, считая начало года 1 января); распят при прокураторе Понтии Пилате, отозванном в 36 г. Выступление Спасителя на проповедь происходит не раньше 15-го года правления кесаря Тиберия (14–37 гг.), по-видимому, даже падает именно на этот год (Лк. 3). Спасителю в это время было около 30 лет (Лк. 3:23). Но и из этих данных исследователи не могут заключить о годе рождения Спасителя с достаточной точностью, поскольку, во-первых, неясно что означает «около 30 лет», а во-вторых, неизвестно, откуда евангелист считает 15-й год Тиберия – от его единодержавия (это будет 782 г. от основания Рима) или от объявления его соправителем Августа (780 г.). Последнее они считают более вероятным, поскольку тогда год Рождества Христова падает ещё на эпоху Ирода Великого (749–750 гг.), считая, что Спасителю при крещении шёл 31-й год, как явствует из показания евангелиста. Кроме того, евангелист Лука ставит Рождество Христово в связь с переписью, бывшей в Иудее при правителе Сирии Квиринии; а Квириний был в первый раз правителем Сирии в 4–2 гг. до н.э., или в 750–752 гг. от основания Рима. Саму перепись, упоминаемую у Луки, исследователи считают не той, что ценз Квириния 7 г. н.э., упоминаемой Иосифом Флавием: так поздно Иисус Христос не мог родиться, т.к. в 7 г. н.э. Ирода Старшего давно уже не было в живых. Итак, по наиболее естественному пониманию имеющихся данных, исследователи считают, что Спаситель родился в 4 г. до н.э., в 749 или 750 г. от основания Рима. Приблизительно к этому же времени ведёт и указание Матфея на звезду Рождества Христова, которую уже Иоганн Кеплер ставил в связь с конъюнкцией Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в 747 г. от основания Рима. Учил Иисус, согласно евангелисту Иоанну, не менее двух с половиной лет, по самому вероятному толкованию его данных – три с половиной года; распят накануне еврейской Пасхи в 783 г. от основания Рима, 14 нисана, в пятницу (Ин. 18:28). Предположение, что Спаситель родился ещё значительно раньше (на основании Ин. 8:56–57, или, вероятнее, комментариев на эти слова Иринея Лионского), исследователи принять не могут, т.к. это слишком резко противоречит показаниям Луки о рождении Иисуса Христа при Квиринии. День Рождества Христова ещё меньше поддаётся определению; к 25 декабря оно стало приурочиваться на Востоке только в конце IV в.

 



 
PR-CY.ru