ИОАННА БОГОСЛОВА «ОТКРОВЕНИЕ» - Страница 9

Эта позиция быстро распространялась в науке Нового времени и к концу XX в. уже преобладала в западной библеистике. Из представителей западной библейской науки в настоящее время лишь консервативные англоязычные учёные признают апостольское авторство «Откровения» Иоанна Богослова. Исследователи, отрицающие традиционный взгляд на авторство «Откровения» Иоанна Богослова, предлагают видеть в авторе не известного из других источников христианина по имени Иоанн (позиция большинства современных авторов), Иоанна Крестителя, к которому восходит изначальный материал «Откровения» Иоанна Богослова, обработанный и дополненный затем его учениками, упоминаемого Папием Иерапольским пресвитера Иоанна (позиция ряда авторов XIX – начала XX вв., в конце XX в.), либо рассматривают имя Иоанн в «Откровении» Иоанна Богослова как характерный для апокалиптического жанра псевдоним. Отрицание традиционного взгляда на авторство «Откровения» Иоанна Богослова основывается на двух положениях: автор «Откровения» Иоанна Богослова не мог принадлежать к числу апостолов, и он не тождествен автору прочих книг иоанновского корпуса Нового Завета. Первое положение обосновывается тем, что в тексте книги автор нигде не именует себя апостолом, об апостолах пишет во втором и третьем лице (Откр. 18:20; 21:14), себя по отношению к адресатам называет «братом» (1:9), а собственное служение характеризует как пророческое (10:11; 22:9, 18, 19). Исследователи готовы признать данный аргумент, очевидно, субъективным. Принадлежность автора к числу апостолов не должна обязательно выражаться в его указании на своё апостольское достоинство и не исключает возможность говорить о других апостолах, прямо не упоминая о своей принадлежности к ним. Нет также оснований для исследователей полагать, что апостольский статус исключает пророческий дар и возможность именования «братом» (ср.: Деян. 13:1, где апостол Павел (как Савл) упоминается в числе пророков и учителей Антиохийской общины; неоднократное обращение апостола Павла к своим читателям «братья»; отсутствие указания на апостольское достоинство автора в обоих Посланиях к Фессалоникийцам и Филиппийцам). Таким образом, традиционное представление о принадлежности автора «Откровения» Иоанна Богослова к числу апостолов исследователи не могут считать опровергнутым. Более серьёзную проблему для исследователей представляет отмеченный ещё Дионисием Великим факт существенных отличий «Откровения» Иоанна Богослова от Четвёртого Евангелия и Посланий апостола Иоанна в области языка и богословия.

 



 
PR-CY.ru