ИОАННА БОГОСЛОВА «ОТКРОВЕНИЕ» - Страница 5

Во-вторых, исследователям неясно, является ли число царей (семь) историческим или символическим. Если первым царём считать Октавиана Августа или Юлия Цезаря при условии, что учитываются и три императора, правившие после Нерона, то шестым получаются Гальба (правил с июня 68 г. по январь 69 г.) или Нерон (54–68 гг.). Если считать Августа первым царём и не учитывать Гальбу, Отона и Вителлия, тогда шестым оказывается Тит Флавий Веспасиан (69–79 гг.). Первые два варианта безусловно благоприятствуют ранней датировке «Откровения» Иоанна Богослова, а третий её допускает. Но некоторые исследователи за точку отсчёта предлагают принять смерть и воскресение Иисуса Христа как события, определяющего богословие «Откровения» Иоанна Богослова. Первым по счёту царём при таком подходе может рассматриваться либо Тиберий, при котором Христос был распят, либо Калигула, который был первым императором, взошедшим на престол после этого события. Если первым царём считать Тиберия, то в случае учёта трёх императоров, правивших после Нерона, шестым оказывается Отон (правил с января по апрель 69 г.), а без них им будет Тит (79–81 гг.). Если первым царём принять Калигулу, шестым является либо Вителлий (правил с апреля по сентябрь 69 г.), либо Домициан. Отон и Вителлий в роли шестого царя соответствуют ранней датировке «Откровения» Иоанна Богослова, Тит в строгом смысле слова не соответствует ни ранней, ни поздней, и лишь делающий Домициана шестым царём вариант с Калигулой как первым царём (при пропуске Гальбы, Отона и Вителлия) соответствует поздней датировке. Наконец, выдвигалась гипотеза, согласно которой первым императором должен считаться гонитель христиан Нерон. При таком подходе шестым царём оказывается Тит (79–81 гг.), а в случае пропуска трёх императоров – Траян (98–117 гг.). В целом эти подсчёты больше благоприятствуют ранней датировке. Однако многочисленность вариантов и гипотетический характер любого из них не позволяют исследователям использовать свидетельство Откр. 17:10 для окончательного решения вопроса о времени написания «Откровения» Иоанна Богослова. Небесспорным исследователи считают также лежащее в основании этих подсчётов убеждение, согласно которому семь царей «Откровения» Иоанна Богослова точно соответствуют семи римским императорам. Даже если исходить из того, что книга написана при шестом царе, контекст фразы 17:10 ясно указывает исследователям на то, что в центре внимания Иоанна Богослова находится отождествляемый со зверем восьмой царь, который «и из числа семи, и пойдёт в погибель» (17:11). Прочие цари представляют собой лишь среду, из которой он выходит. Исследователи полагают, что седмеричное число царей может иметь характерное для «Откровения» Иоанна Богослова символическое значение полноты и завершённости. Наконец, под царями вообще можно понимать не римских императоров, а сменяющие друг друга царства (точка зрения, представленная у Андрея Кесарийского).

 



 
PR-CY.ru