ИОАННА БОГОСЛОВА «ОТКРОВЕНИЕ» - Страница 4

«Откровение» Иоанна Богослова было написано не позднее начала II в., т.к. его знал уже Папий Иерапольский (ум. в 130–140 гг.), а мученик Иустин Философ ссылался на него в «Диалоге с Трифоном Иудеем», который имел место вскоре после иудейского восстания Бар-Кохбы в 132–135 гг. Самое раннее относящееся к датировке «Откровения» Иоанна Богослова прямое свидетельство содержится у Иринея Лионского, который говорит о получении апостолом Иоанном откровения в конце правления императора Домициана (81–96 гг.). Эта датировка была принята и другими древними авторами. Иные её варианты не получили широкого распространения. Епифаний Кипрский относил ссылку апостола Иоанна на Патмос ко времени императора Клавдия (41–54 гг.), а Феофилакт Болгарский писал, что апостола Иоанна сослали «спустя тридцать два года по вознесении Христовом», т.е. при императоре Нероне (54–68 гг.; по мнению исследователей, указание Феофилакта Болгарского может относиться к 61–65 гг.). Представленную Иринеем Лионским датировку «Откровения» Иоанна Богослова концом правления Домициана, т.е. серединой 90 гг., принимало большинство авторов до XIX в., когда широкое распространение получила датировка концом 60 гг. В XX в. большая часть исследователей вернулись к традиционному взгляду на время возникновения «Откровения» Иоанна Богослова, однако сторонников имеет и преобладавшая в XIX в. точка зрения. Другие варианты поддерживаются немногими авторами, и поэтому проблему датировки исследователи готовы свести к выбору между поздней (середина 90 гг., или, шире, – концом I в.) и ранней (концом 60 гг., во всяком случае, до разрушения Иерусалима в 70 г.). Свидетельство самой книги не позволяет исследователям сделать вывод о безусловной верности какой-либо из двух датировок. Те места, которые исследователи могли бы рассматривать как указания на время создания «Откровения» Иоанна Богослова, допускают различное толкование. В Откр. 11:1–2 говорится о том, что Тайнозритель должен измерить храм и «поклоняющихся в нём». Сторонники ранней датировки видят здесь указание на ещё стоявший Иерусалимский храм, разрушенный римлянами только в 70 г. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически. В Откр. 17:7–11 описывается «зверь», на котором сидит «великая блудница» (17:2), а его головы отождествляются с семью царями, из которых «пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть» (17:10). При отнесении образа зверя к Римской империи (этот взгляд разделяется большинством современных экзегетов) в его головах естественно видеть именно римских императоров, и тогда вопрос датировки сводится к определению того, кто этот шестой царь, который «есть» и при котором соответственно написана книга. Однако дать однозначный ответ на этот вопрос исследователям практически невозможно. Во-первых, отсутствуют чёткие критерии для определения того, кто должен считаться первым царём, и следует ли включать в подсчёт императоров Гальбу, Отона и Вителлия, правивших после смерти Нерона в общей сложности меньше полутора лет.

 



 
PR-CY.ru