ИОАННА БОГОСЛОВА «ОТКРОВЕНИЕ» - Страница 6

По мнению исследователей, в датировке «Откровения» Иоанна Богослова важную роль играет оценка приведённых в книге сведений о мире, в котором живёт Тайнозритель, прежде всего, о жизни христиан. На вопрос, какому периоду истории христианской церкви и Римской империи соответствует описание современной автору действительности, однозначного ответа у исследователей нет ввиду сложности соотнесения образов «Откровения» Иоанна Богослова с историческими реалиями. Тем не менее, по мнению большинства исследователей, послания семи церквам свидетельствуют о том, что христианские общины к моменту написания книги существуют уже достаточно долго, так что их современное состояние может противопоставляться первоначальному (Откр. 2:4, 19). В отдельных церквах отмечается серьёзный упадок духовной жизни (3:1–2, 15–17). Внутри некоторых общин существуют разделения как следствие проповеди лжеучителей, именуемых «николаитами» и «женой Иезавелью» (2:6, 15, 20). Вероучительные аспекты этой деятельности не затрагиваются, она лишь названа введением в соблазн «любодействовать и есть идоложертвенное» (2:14–15, 20). Данная характеристика, по мнению большинства учёных, указывает на компромисс с окружающим языческим миром, в частности, на допущение участия христиан в различных проявлениях языческой религиозности. Церкви живут в обстановке конфликта с иудейством (испытывая со стороны последнего «злословие» – 2:9; 3:9), притеснения (христианам угрожает ввержение в темницу – 2:10), в одном случае упомянуто мученичество (2:13). В будущем прозреваются скорби в масштабе «всей вселенной» (3:10). Тайнозритель называет себя соучастником читателей «в скорби» и сообщает о своём пребывании на Патмосе «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1:9), обычно понимаемом как изгнание. Однако во время написания «Откровения» Иоанна Богослова не все церкви находятся в стеснённом положении; во всяком случае, текст 3:17 может свидетельствовать о высоком материальном благосостоянии лаодикийских христиан. Некоторые образы видений Тайнозрителя могут рассматриваться как свидетельство многочисленности христианских мучеников (6:9–11; 17:6) и массового характера гонений (13:7, 15). Их причина – отказ поклониться «зверю», в образе которого опознаётся Римская империя и её обожествляемые правители (13:1–18). Именование «Вавилон» (14:8; 16:19; 17:5; 1862, 10, 21), отнесённое к «великому городу, царствующему над земными царями» (17:18) и «сидящему на семи горах» (17:9), также, очевидно, указывает на Рим, а не на Иерусалим, не принявший Христа, как считают некоторые толкователи. В главах 13 и 17 большинство исследователей видят аллюзии на легенду о том, что император Нерон не умер, а лишь исчез и вернётся к власти. С Нероном чаще всего связывают и «число зверя» 666 (13:18), т.к. ему равняется сумма числового значения букв, составляющих словосочетание «Нерон кесарь» при написании его еврейскими буквами.

 



 
PR-CY.ru