ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 9

Из латинских авторов сведения об Иоанне Богослове первым привёл Тертуллиан. По его свидетельству, апостол был девственником, основал ряд церквей в Асии (автор выражается неопределённо), назначил Поликарпа епископом Смирны. Не сообщая подробностей, Тертуллиан упоминает о «мученичестве» Иоанна Богослова в Риме – апостол был брошен в котёл с кипящим маслом, которое не нанесло ему вреда, и затем сослан на остров. Автор таким образом подчёркивал апостольские истоки Римской церкви, в которой, по его мнению, сохранялось истинное учение и которая служила образцом для других христианских общин. Как и греческие авторы (Климент Александрийский, Ириней Лионский), Тертуллиан связывал деятельность Иоанна Богослова с Эфесом, сообщая также о его полемике с еретиками, в частности, с Маркионом. Епископ Викторин Петавский (ум. в 303/304 гг.), объясняя символическое изображение Иоанна Богослова – орла, уподоблял литературный стиль Евангелия от Иоанна орлиному полёту. В другом месте Викторин Петавский упоминает о ссылке Иоанна Богослова по указу императора Домициана в рудники на остров Патмос, где произошло дарование «Откровения». После смерти Домициана Иоанн Богослов был освобождён и передал видение ученикам. С распространением ложных учений Валентина, Керинфа, Евиона и др. «собрались к нему (Иоанну Богослову) все епископы из прилегающих провинций» и заставили апостола засвидетельствовать истинное учение. Исследователи полагают, что Викторин Петавский почерпнул эти сведения из эфесской традиции. К IV в. или к началу V в. исследователи относят упоминания Иоанна Богослова в так называемых антимаркионитских и монархианских прологах к Евангелиям. В антимаркионитском прологе к Евангелию от Иоанна утверждается, что Иоанн Богослов, один из 12 апостолов, составил Евангелие последним, в Асии, по просьбе пресвитеров, после того как написал «Откровение». При этом отмечается, что Иоанн Богослов диктовал, а слова записывал Папий Иерапольский. В соответствии с асийским преданием об Иоанне Богослове писал также автор монархианского пролога: «Этот же евангелист Иоанн единственный из двенадцати учеников Божьих был избран Богом как девственник, и Бог призвал его от брака, хотя он и желал жениться». Евангелие было написано Иоанном Богословом в Асии после возвращения с острова Патмос. В прологе отмечалось, что евангелист скончался в Эфесе – после молитвы он спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землёй; в связи с этим в прологе отмечается, что Иоанну Богослову была «столь же чужда смертная скорбь, сколь и плотское повреждение». Исследователям неясно, имел ли автор в виду последующее чудесное исчезновение тела Иоанна Богослова, связанное с его вознесением на небо во плоти, или же нетленность мощей апостола. Блаженный Иероним Стридонский включил рассказ об Иоанне Богослове, основанный на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в сочинение «О знаменитых мужах».

 



 
PR-CY.ru