ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 7

После этого в Асии, в месте, названном Мармар, он встречает спасшегося Иоанна Богослова, который был выброшен здесь волнами. В Эфесе жестокая Романа, управляющая имением первого гражданина Диоскорида, берёт их на работу в баню, но часто бьёт Иоанна Богослова. Дьявол, приняв вид Романы, велит им уходить из города, но настоящая Романа не позволяет этого, а затем обращает их в своих рабов. Апостол воскрешает утопленного бесом в бане Домна, сына Диоскорида, что приводит к уверованию Романы. Затем Иоанн Богослов воскрешает и Диоскорида, умершего от известия о смерти сына. Апостол крестит Диоскорида, Домна и Роману и изгоняет беса из бани. Другое направление – это отдельные сведения об Иоанне Богослове, напрямую обычно не связанные с «Деяниями Иоанна». В апокрифах исследователи встречают дополнительные по сравнению с описанными в новозаветных текстах детали жизни Иоанна Богослова. Согласно «Беседе о жизни Иисуса» (V–VI вв.), императорский придворный Карий поставил Иоанна Богослова перед императором Тиберием, которому тот рассказал об Иисусе Христе и который воздал Иоанну Богослову почести. Иоанн Богослов посрамляет дьявола, который забрасывает сети, чтобы поймать грешников. В эфиопской «Книге петуха» прекрасный лицом Иоанн Богослов подсказывает Акросенне, как узнать Иисуса Христа; апостол Пётр побуждает Иоанна Богослова спросить Христа, кто Его предаст; согласно главе 6:2, Иоанн Богослов плакал, стоя перед тюрьмой, где был заключён Спаситель; после распятия Христа Иоанн Богослов ведёт Богородицу на Голгофу; наконец, автор утверждает, что сам слушал Иоанна Богослова, который рассказывал историю Страстей. В «Евангелии Никодима» Иоанн Богослов сообщает Деве Марии о том, что иудеи хотят распять Христа. В «Исповедании Иосифа Аримафейского» Иоанн Богослов просит Иисуса Христа после Воскресения показать ему доброго разбойника, который является в образе царя. Наконец, в Псевдо-Клементинах Иоанн Богослов произносит речь с обличением самарянского заблуждения и строительства храма на горе Гаризим. В апокрифах находит своё развитие и другая традиция, восходящая к Евангелию от Иоанна (Ин. 19:26–27), о тесной связи Иоанна Богослова с Богоматерью. Например, в «Вопросах Варфоломея» Иоанн Богослов утешает Её, рыдания Которой потрясают мир. Латинское «Успение» авторства Сардского епископа Мелитона сообщает, что Богородица до успения жила в доме родителей Иоанна Богослова на Елеонской горе. Особую роль играет Иоанн Богослов в разных вариантах апокрифа «Успение Марии» (который надписан именем Иоанна Богослова): в одном сообщается, что Иоанн Богослов первым из апостолов прибывает на облаке в Эфес к ложу Богородицы; в редакции R «Успения Марии» говорится о тех же событиях (Иоанн Богослов прибывает из Сард), но добавляется, что Иоанн Богослов получает от Марии книгу с тайнами мироздания. В развитии последней традиции появляются темы передачи Богородицей Иоанну Богослову пальмовой ветви, данной Ей ангелом (в «Слове на успение Богородицы» Фессалоникийского епископа Иоанна, VII в.). Ещё одна традиция восходит к эфесскому преданию. В «Деяниях Тимофея» (V–VI вв.? – см. «Тимофея деяния») подробно описывается история создания Евангелия от Иоанна: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвёртое – дополняющее их. В главе 11 «Деяний Тимофея» говорится о ссылке Иоанна Богослова на Патмос при императоре Домициане. Часто Иоанн Богослов упоминается в апокрифических «Деяниях», связанных с именами других апостолов.

 



 
PR-CY.ru