ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 4

Авторы первых трёх веков часто упоминают Иоанна Богослова, однако по большей части в ссылках на Новый Завет. Только Климент Александрийский (II–III вв.) добавляет к известному из Нового Завета: «Христос крестил только Петра, Пётр – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, а они – остальных». Согласно другому преданию, апостолы Пётр и Иоанн Богослов крестили Богородицу. Исследователи выделяют несколько самостоятельных биографических традиций, восходящих к преданиям конца I – начала II вв. Одна в начале II в. зафиксирована у Климента Александрийского в «Очерках» (сохранилась в передаче Евсевия Кесарийского: «Пётр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного»). По мнению исследователей здесь под первым Иаковом подразумевается брат Иоанна Богослова. В седьмой книге того же произведения Климент Александрийский писал об особой роли трёх апостолов: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти…». Здесь Иоанн Богослов стоит во главе Иерусалимской церкви вместе с апостолами Петром и Иаковом Праведным, первым епископом Иерусалима. Судя по сюжету, исследователи полагают, что это предание принадлежит Иерусалимской церкви. По словам самого Климента Александрийского, об апостолах (в том числе об Иоанне Богослове) ему рассказывал «еврей из Палестины», хранивший это предание. Другая традиция основана на предании, сохранившемся в комментарии Оригена на книгу Бытие (Быт. 3; дошло в передаче Евсевия Кесарийского: «Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался»). Судя по жребиям Фомы и Андрея, исследователи сделали вывод, что здесь ещё нет влияния апокрифических актов II – начала III вв., которые приписывают Фоме проповедь в Индии, а Андрею в Малой Азии и Греции. Поэтому сохранившееся у Оригена предание о месте проповеди и кончины Иоанна Богослова может восходить, по мнению исследователей, к малоазийскому или даже эфесскому преданию. Тот же Евсевий Кесарийский упоминает в Эфесе начале IV в. гробницу Иоанна, ссылаясь в том числе на послание Поликарпа Смирнского (на самом деле Эфесского епископа Поликарпа) Римскому папе Виктору I (с 186 или 189 гг. – между 197 и 201 гг.). В том же послании говорится, что «Иоанн, возлежавший на груди у Господа», был священником, носившим дщицу (по мнению исследователей, аллюзия на головной убор иудейского первосвященника), свидетелем и учителем, а его мощи находятся в Эфесе. Известное исследователям уже во II в. отождествление Иоанна Богослова с автором «Откровения» пополнило биографию первого преданием о его ссылке в конце правления императора Домициана на остров Патмос, где он и получил откровение и откуда был освобождён при императоре Нерве, т.е. около 96 г. О ссылке Иоанна Богослова на Патмос сообщается и в письмах, которые исследователи относят Игнатию Богоносцу. Исследователи полагают, что это предание также эфесского происхождения; в византийское время оно оказало сильное влияние на развитие почитания Иоанна Богослова на Патмосе.

 



 
PR-CY.ru