ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 10

Уделив особое внимание сочинениям Иоанна Богослова, Иероним Стридонский поднимал вопрос о существовании пресвитера Иоанна, который также был похоронен в Эфесе и которому принадлежали два послания, известные под именем Иоанна (сообщая о двух гробницах в Эфесе, Иероним Стридонский следовал информации Дионисия Великого). По свидетельству Иеронима Стридонского, при императоре Домициане Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос, где написал «Откровение». Возвращение апостола из ссылки Иероним Стридонский объясняет тем, что Домициан считался дурным императором, и после его гибели все его указы были отменены. При императоре Нерве (96–98 гг.) Иоанн Богослов вернулся в Эфес, основал множество церквей в Асии и скончался на 68-м году после распятия Христа. Это указание основано на датировке Евсевия Кесарийского – Христос был распят в 32 г., Иоанн Богослов скончался в третий год правления Траяна, т.е. в 100 г. Среди учеников апостола Иероним Стридонский называл Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского и Папия Иерапольского. В русле той же традиции лежит и рассказ Иеронима Стридонского об обстоятельствах написания Евангелия по настоянию асийских епископов для опровержения лжеучений. Иероним Стридонский повторяет сообщение Тертуллиана о «мученичестве» Иоанна Богослова и его последующем изгнании на Патмос и, ссылаясь на «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, упоминает о том, что Иоанн Богослов был девственником. Исследователям интересно сообщение Иеронима Стридонского о том, что апостол дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга». Августин Блаженный выделял Иоанна Богослова среди других евангелистов, подчёркивая, что написанное им Евангелие укрепляет разум, освобождает его от плотских уз. Объясняя, что Христос любил Иоанна Богослова больше других учеников и что апостол возлежал у Него на груди во время Тайной вечери, Августин Блаженный приписывает этому эпизоду глубокое символическое значение и видит в нём выражение особой духовной связи между Христом и Иоанном Богословом: по его словам, Христос является источником истины, а евангелист – ручьём. Как и Викторин Петавский, Августин Блаженный принимал в качестве символа Иоанна Богослова орла в отличие от других авторов (например, Иринея Лионского), которые считали символом Иоанна Богослова льва. В отличие от других евангелистов, уделявших преимущественное внимание Христу как человеку, Иоанн Богослов прозревал божественную природу Христа. Иоанн Богослов интересовал Августина Блаженного, прежде всего, как автор Евангелия, поэтому Августин Блаженный упоминает о нём, в основном, в экзегетических трудах, опираясь строго на сведения, почерпнутые из Нового Завета. Августин Блаженный был знаком с апокрифическими легендами об Иоанне Богослове, однако сомневался в их достоверности. Относительно предания о девственности апостола, которая якобы была причиной особой любви к нему Христа, Августин Блаженный не опровергает его, однако отмечает, что эта легенда не находит подтверждений в Писании.

 



 
PR-CY.ru