ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 20

Вместе с тем, хотя понимание учения Иоахима Флорского о соотношении сущности и Лиц осложняется неточностью в терминологии, в целом его позиция не противоречит как действительной позиции Петра Ломбардского, так и православному учению о Святой Троице: некорректно говорить о рождении «сущности от сущности» (essentia de essentia), поскольку при рождении Божественная сущность не умножается в нумерическом смысле; нельзя говорить о происхождении Отца, Сына и Святого Духа от некой «общей сущности» Святой Троицы; однако правильно говорить о рождении субстанции от субстанции (substantia de substantia) в смысле рождения Ипостаси от Ипостаси, или Лица от Лица «по сущности» (substantialiter), т.е. так, что рождённый Сын и изведённый Дух единосущны рождающему и изводящему Отцу, – не благодаря тому, что все три Лица происходят от «общей сущности», но благодаря тому, что Лица едины по сущности. Учение о Святой Троице Иоахима Флорского в связи с его нападками на Петра Ломбардского стало предметом специального рассмотрения на четвёртом Латеранском соборе. В соответствии со вторым постановлением Собора, озаглавленном «De errore abbatis Ioachim» («О заблуждении аббата Иоахима»), написанная против Петра Ломбардского книга Иоахима Флорского подлежала осуждению: «Мы осуждаем и отвергаем книжицу, или трактат, который издал аббат Иоахим против учителя Петра Ломбардского о единстве или сущности Троицы». Излагая содержание этого трактата, участники Собора отмечали, что в нём Иоахим Флорский называл Петра Ломбардского «еретиком и безумным из-за того, что тот написал в своих «Сентенциях», а именно, что Отец, Сын и Святой Дух суть некая высшая Вещь (summa res), каковая не является ни рождающей, ни рождённой, ни производящей». По словам соборного постановления, Иоахим Флорский полагал, что Пётр Ломбардский учил не о Троице, но о четверице в Боге, т.е. о трёх Лицах и об общей сущности как о чём-то четвёртом, не тождественном ни одному из Лиц. В споре Иоахима Флорского с Петром Ломбардским Собор однозначно принял сторону последнего: «Мы вместе с Петром веруем и исповедуем, что есть одна высшая Вещь, непостижимая и невыразимая, каковая воистину есть Отец, Сын и Святой Дух, три Лица вместе и каждое из Них в отдельности». В Боге наличествует лишь троичность, а не четверичность, «поскольку каждое из трёх Лиц есть эта Вещь, то есть [каждое есть] Божественная субстанция, сущность или природа». Учение Иоахима Флорского было интерпретировано Собором как учение о том, что в Боге вообще нет общей сущности, т.е. существуют лишь три Лица, условно объединяемые в некое единство: «Он полагал, что единство является не истинным и подлинным (vera et propria), но как бы собирательным и образным (collectiva et fimilitudinaria), подобно тому как многие люди называются одним народом или многие верующие – одной Церковью».

 



 
PR-CY.ru