ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 15

По словам Иоахима Флорского, псалтирь символически изображает Троицу, поскольку «она есть единый (unum) инструмент, однако три угла (cornua) в ней не суть нечто одно». При этом углы Иоахим Флорский понимал как разворачивающиеся от вершины по сторонам, вследствие чего каждый угол соприкасается с остальными углами своими сторонами, но не сливается с ними. Псалтирь не составляется из трёх вещей, которые образуют некую четвёртую вещь, но изначально существует как единое трёхстороннее целое. Таким образом, псалтирь есть одновременно символ различия и единства. Круг в середине как раз и призван обозначать это единство, которое существует не где-то отдельно от углов, но включено в них. Особый смысл Иоахим Флорский придавал верхнему усеченному углу: он обозначает Отца, «от Которого получают Его собственное бытие (esse, quod ipse est) Сын и Святой Дух: Первый через рождение, Второй через исхождение». Отец есть «первоначальное Лицо» («principalis persona»), которое является «началом» («principium») Двух других Лиц. Особое внимание Иоахим Флорский уделял согласованию этой схемы с католическим учением о Filioque: в отношении Святого Духа Отец есть «начальное начало» («principium principale»), тогда как Сын – «начало от начала» («principium de principio»), т.е. Он изводит Святого Духа не Сам, но в едином действии с Отцом. Таким образом, предложенная схема в явном виде содержит учение о единоначалии Отца в Святой Троице. Образ «альфа и омега» Иоахим Флорский рассматривал во второй книги трактата «Десятиструнная псалтирь». Этот образ, основанием которого послужили слова Откр. 1:8, в гораздо большей степени, чем предыдущий, связан с явлением Святой Троицы в мировой истории: Иоахим Флорский говорит здесь не о «происхождении» Сына и Духа от Отца, но об их «посылании». В соответствии с его толкованием, в букве «альфа» Отец, «который не посылается» («unus non est missus»), есть вершина, а посылаемые Сын и Святой Дух – две боковые стороны буквы. Фигуру «омега» Иоахим Флорский объяснял как символ двойного исхождения Святого Духа: две половины обозначают Отца и Сына, а середина – исходящего от Обоих Святого Духа. Исследователи находят примечательным, что буква «альфа» указывает на нисходящее движение, тогда как буква «омега» – на восходящее. В соответствии с интерпретацией Иоахимом Флорским, это подчёркивает историческое действие Святой Троицы в мире: откровение Отца в мире через Сына и Святого Духа как начало истории и познание в Святом Духе Отца и Сына как её цель и конец. В целях соотнесения откровения о Святой Троице в Ветхом Завете и в Новом Завете Лица Святой Троицы на изображениях «альфа» и «омега» также обозначаются Иоахимом Флорским при помощи букв из священного имени Божия (YHWH), которое Иоахим Флорский, следуя транслитерации Петра Альфонси (конец XI в. – первая половина XII в.), передавал как IEVE. Согласно трактовке Иоахима Флорского, в этом имени первый слог (IE) обозначает Отца, второй слог (EV) – Сына, третий слог (VE) – Святого Духа. Единство имени указывает на единство Бога, повторение буквы «E» – на исхождение Сына и Святого Духа от Отца, повторение буквы «V» – на Filioque.

 



 
PR-CY.ru