ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 16

Соединение онтологического и исторического учения о Святой Троице представляется Иоахиму Флорскому через концепцию «пяти отношений» («quinque relationes»): первое отношение – «Отца к Сыну, поскольку один только Отец рождает», второе – «Сына к Отцу, поскольку только один Сын рождён», третье – «Отца и Сына к Святому Духу, поскольку Оба вместе посылают Его», четвёртое – «Сына и Святого Духа к Отцу, поскольку Оба посылаются Им одним», пятое – «Отца, Сына и Святого Духа к творению, поскольку Три есть Один Творец, Устроитель всего творения». Из этих отношений первое – третье – вечные тринитарные отношения, третье – пятое – временные отношения, связанные с тварным миром. Согласно Иоахиму Флорскому, временные отношения «подобны» («similes») вечным, поскольку последние являются «причинами» первых. При этом третье отношение попадает сразу в обе группы, что подчёркивает важность Лица Святого Духа для спиритуалистической концепции истории Иоахима Флорского. Положительное учение о Святой Троице в большинстве случаев формулировалось Иоахимом Флорским в полемике с теми взглядами на троичную природу Бога, которые представлялись ему ошибочными или еретическими. Наибольшее внимание в трактатах Иоахим Флорский уделил учению Петра Ломбардского о сущности Божьей и её отношении к Трём Божественным Лицам. Интерес Иоахима Флорского к идеям Петра Ломбардского не был случайностью: во второй половине XII в. «Сентенции» активно обсуждались богословами, причём у некоторых из них концепции Петра получали негативную оценку, главным образом, вследствие того, что они воспринимались как привнесение в теологию философских новшеств. Так, Гвальтер Сен-Викторский в сочинении «Contra quattor Labyrinthos Franciae» («Против четырёх французских лабиринтов», 1178–1179 гг.) помещал Петра Ломбардского в один ряд с Петром Абеляром (ум. в 1142 г.), Петром из Пуатье (ум. в 1205 г.) и Гильбертом Порретанским (ум. в 1154 г.). Гвальтер писал о них как о «вдохновлённых одним и тем же аристотелевским духом» и упрекал их в том, что при объяснении таинств Троицы и Воплощения они «рассматривали их посредством схоластического легкомыслия (scolastica levitate), изрыгали многие ереси и производили заблуждения». Внимание Иоахима Флорского в «Сентенциях» привлекло высказывание Петра Ломбардского о том, что сущность Божия есть некая самостоятельная «вещь» («res»), не сводимая ни к одной из Ипостасей и не обладающая их свойствами: «Мы говорим о Трёх Вещах (т.е. о Трёх Лицах), но при этом исповедуем, что каждое из них есть некая высшая Вещь (т.е. каждое Лицо есть вместе c тем и единая сущность)»; «под именем «сущность» мы понимаем Божественную Природу, которая является общей для Трёх Лиц и вся целиком [существует] в отдельных [Лицах] (tota in singulis)». Характеристика сущности Божьей как «общей вещи» не была изобретением Петра Ломбардского; в «Сентенциях» он прямо ссылается на Августина Баженного, епископа Гиппонского, приводя цитату из его сочинения «О христианском учении»: «Вещи, которыми надлежит наслаждаться, – это Отец, Сын и Святой Дух; и эта же Троица есть некая высшая общая вещь (summa res communisque) для наслаждающихся Ею».

 



 
PR-CY.ru