ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 18

По мнению исследователей, Иоахим Флорский имел здесь в виду не сложение в нумерическом смысле, но «соотвествие»: хотя число 30 есть «собрание» (collectio) трёх десяток, оно вместе с тем есть единое и реальное число, поэтому «Троица есть совершенный Бог и каждое из Лиц есть совершенный Бог». Представление Иоахима Флорского о ложном и истинном учениях о Святой Троице было графически изображено им в «Книге фигур». Верхняя часть рисунка отображает учение самого Иоахима Флорского: круглый водный бассейн есть единая Божественная сущность, в нём написано слово «Pater» (Отец), т.е. сущность Божия есть сущность Отца, от Которого становятся причастны этой сущности происходящие от Него Сын и Святой Дух. Три Лица Троицы изображены здесь в виде исходящих из круга трёх потоков воды. Ниже в виде одной линии изображена ересь Савеллия, сливавшего Лица; далее в виде трёх линий различной длины – ересь Ария, отрицавшего единосущее Лиц. Наконец, в нижней части рисунка изображён ещё один круг, символизирующий Божественную сущность, однако этот круг замкнут, и потоки существуют как бы сами по себе, слово «Отец» в круге отсутствует. Таким образом, в данном случае это уже не сущность Отца, а некая отдельная «общая сущность»; как гласит надпись на рисунке, в соответствии с этим мнением «сущность есть некая высшая вещь, общая для Трёх Лиц, не рождающая, не рождённая и не происходящая». На схеме, изображающей «истинное» учение о Святой Троице никак не отображено католическое учение о Filioque: из Божественной сущности (сущности Отца) «истекают» Отец, Сын и Дух как Лица, «потоки» Отца и Сына сливаются в начале, что может символизировать рождение Сына от Отца, однако из Лица Сына не «истекает» Святой Дух. Таким образом, хотя в большинстве сочинений Иоахим Флорский открыто принимает Filioque, данная схема может быть свидетельством в пользу того, что при споре с Петром Ломбардским он исходил из православного понимания Святой Троицы. Исследователи предлагали различные ответы на вопрос о том, что повлияло на формирование учения Иоахима Флорского о Святой Троице. Один из возможных ответов заключается в том, что на Иоахима Флорского оказала влияние его близость в ранние годы жизни к греческим монахам, в монастырях которых он благодаря своему знанию греческого языка мог познакомиться с триадологическими сочинениями восточных отцов церкви и церковных писателей. Хотя никаких отсылок к сочинениям восточных отцов в его трактатах нет, исследователи видят явные параллели между его представлением о Святой Троице и православной триадологией эпохи триадологических споров III–IV вв. Используемая Иоахимом Флорским символика «водного бассейна» или «источника» встречается, например, у Афанасия I Великого, епископа Александрийского, который соотносит этот образ с пониманием Отца как единого начала божества. По словам Афанасия I Великого, «едино Божество Троицы, познаваемое из одного Отца». Таким образом, божество не является чем-то четвёртым и не прибавляет никакого нового содержания к сущности Божьей, совершенным образом существующей в каждом Лице, однако имеющей своим началом Отца.

 



 
PR-CY.ru