ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 12

3. «Psalterium decem cordarum» («Десятиструнная псалтирь»; критическое издание трактата вышло в 2009 г. под редакцией К.-В. Зельге). В соответствии со свидетельством Иоахима Флорского в предисловии к трактату, работу над ним он начал в монастыре Касамари, где была написана первая книга, а завершил его «двумя годами позже». Таким образом, трактат был начат около 1184 г. и завершён в 1186 г. Вместе с тем текстологические исследования К.-В. Зельге при подготовке критического издания показали, что Иоахим Флорский редактировал и переписывал некоторые части трактата в 1190 гг., окончательно завершив его переработку, как полагают исследователи, к 1200 г. Трактат состоит из трёх книг, которые тематически связаны между собой образом «десятиструнной псалтири» – музыкального инструмента, который Иоахим Флорский считал «ключом» к пониманию тайны Святой Троицы. В семи разделах первой книги он излагает учение о Троице и полемизирует с кажущимися ему неверными интерпретациями внутритроичных отношений, в частности – отношения Божественных Лиц к единой сущности Божьей. Наиболее крупной по объёму и разнородной по содержанию исследователи называют вторую книгу, в первой части которой Иоахим Флорский излагает учение о «трёх родах людей» (миряне, клирики, монахи) и предлагает своё видение христианского духовного пути, по которому различные люди движутся к спасению. Во второй части Иоахим Флорский возвращается к изложению учения о Троице, одновременно предлагая толкование некоторых встречающихся в Псалтири «таинственных чисел» (3, 4, 7, 10 и т.п.). При этом он затрагивает различные историософские темы, в частности, выстраивает последовательности поколений людей начиная от Адама. Также Иоахим Флорский рассматривает метод толкования и различные возможности понимания текстов Священного Писания. Третья книга мала по объёму, содержит краткое рассуждение Иоахима Флорского о возникновении псалмопения и его значении в христианской жизни. К числу других трактатов Иоахима Флорского, признаваемых в настоящее время подлинными, относятся (произведения приводятся в порядке написания в соответствии с исследованием К.-В. Зельге): «De prophetia ignota» («О неизвестном пророчестве», 1184 г.); «De vita sancti Benedicti et de officio divino secundum eius doctrinam» («О жизни святого Бенедикта и о служении Богу по его учению», 1186–1187 гг.); «Praefatio super Apocalypsim» («Предисловие к Апокалипсису», 1188–1192 гг.); «Intelligentia super calathis, ad abbatem Gafridum» («Толкование [образа] чаш, к аббату Гафриду», 1190–1191 гг.); «De articulis fidei» («О догматах веры», первая половина 1190 гг.); «Dialogi de praescientia Dei et praedestinatione electorum» («Диалоги о предведении Божьем и предопределении избранных», первая половина 1190 гг.); «Enchiridion super Apocalypsim» («Энхиридион к “Апокалипсису”», 1194–1196 гг.); «De ultimis tribulationibus» («О последних бедствиях», 1196 г.); «Adversus Judaeos» (вариант названия: «Contra Judaeos»; «Против иудеев», 1196–1197 гг.); «Tractatus super quattor Evangelia» («Трактат о четырёх Евангелиях», 1200–1202 гг.). В число подлинных сочинений Иоахима Флорского, время написания которых с достоверностью исследователям неизвестно, входят: «Genealogia» («Генеалогия»; как полагают исследователи, наиболее ранний трактат из созданных Иоахимом Флорским); «Apocalypsis nova» («Новый “Апокалипсис”» – краткое толкование «Апокалипсиса», предположительно создано Иоахимом Флорским в последние годы жизни); «De septem sigillis» («О семи печатях»); «Professio fidei» («Исповедание веры»). Описание рукописей и изданий подлинных сочинений Иоахима Флорского было выполнено М. Ривз (впоследствии уточнённый обзор изданий, а также исследований, посвящённых отдельным сочинениям Иоахима Флорского, осуществил К.-В. Зельге). Особое место в наследии Иоахима Флорского, по мнению исследователей, занимает «Liber Figurarum» («Книга фигур»; опубликовано, 1940 г.; том 1 содержит исследование Л. Тонделли, том 2 – изображения фигур и комментарии к ним; второе исправленное издание – 1953 г.; в 1990 г. осуществлено переиздание с предисловием Р. Рускони).

 



 
PR-CY.ru