ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 13

По мнению исследователей, это произведение Иоахима Флорского нельзя называть «книгой» в привычном смысле слова, оно состоит из занимающих целую страницу, а иногда и разворот, «картин» или «фигур», задачей которых является художественно выразить ключевые идеи Иоахима Флорского, известные из других его сочинений. Иногда эти изображения сопровождаются поясняющим текстом, однако главная смысловая нагрузка возлагается именно на рисунок или схему, которые призваны сделать интуитивно доступным сложное «мистическое» содержание. Сочинение сохранилось в значительном числе рукописей, которые отличаются друг от друга как по содержанию, так и по художественной манере, в которой выполнены рисунки «фигур». В настоящее время наиболее точно соответствующей первоначальному виду произведения исследователи считают оксфордскую рукопись XIII в. Всего исследователи насчитывают 16 фигур; тематически они связаны с основными пунктами иоахимовского богословия: учением о Святой Троице и учением о «мировых эпохах», а также с рядом образов из «Апокалипсиса». Подробное исследование символики всех фигур и анализ их связи с основными идеями Иоахима Флорского был осуществлён в монографии М. Ривз и Б. Хирш-Райх. Иоахиму Флорскому также принадлежат: «Soliloquium» («Монолог»); «Quaestio de Maria Magdalena» («Вопрос о Марии Магдалине»); два стихотворения. Сохранилось несколько писем Иоахима Флорского: аббату Вальдоненского монастыря, другу в городе Мессина, королю Сицилии Танкреду; «всем верным христианам» (авторство Иоахима Флорского сомнительно). В различных рукописях исследователи встречают шесть проповедей, принадлежащих Иоахиму Флорскому: «Sermo in septuagesima: Super flumina Bapilonis» («Проповедь в седмидесятницу: [На псалом] “На реках Вавилонских”»); «Sermo in Natali Domini» («Слово на Рождество Христово»); «Sermo in die cinerum» («Проповедь в Пепельный день»); «Sermo in dominica Palmarum» («Проповедь в Вербное воскресенье»); «Sermo in die Paschali» («Проповедь в день Пасхи»); «Sermo: Ne timeas Zacharias» («Проповедь [на слова]: “Не бойся Захария”»; Лк. 1:73). В 2004 г. было выпущено новое критическое издание всех проповедей Иоахима Флорского. В постановлениях четвёртого Латеранского собора (1215 г.) в связи с осуждением учения Иоахима Флорского о Святой Троице упоминается его трактат «De unitate seu essentia Trinitatis» («О единстве или сущности Троицы»). Считалось, что этот трактат утрачен, однако во второй половине XX в. был обнаружен фрагмент сочинения с таким названием, который Вальтер Грундманн посчитал принадлежащим Иоахиму Флорскому. Фрагмент был издан А. Мельманом как часть его докторской диссертации (при этом А. Мельман оспаривал авторство Иоахима Флорского и утверждал, что в действительности фрагмент является извлечением из комментария Гандульфа Болонского к «Сентенциям» Петра Ломбардского. Популярность эсхатологических идей Иоахима Флорского в XIII в. привела к тому, что ему стали приписываться многие сочинения, главным образом, содержащие пророчества или их толкование. Эти трактаты создавались учениками и последователями Иоахима Флорского и часто содержали идеи, близкие к его учению, однако в них исследователи встречают и откровенно еретические положения. В число сочинений, приписывавшихся Иоахиму Флорскому, исследователи относят: «Super Hieremiam prophetam» («Толкование на пророка Иеремию»); «Super Esaiam prophetam» («Толкование на пророка Исаию»); «Vaticinia de summis pontificibus» («Прорицания о понтификах»); «Expositio super Sibyllis et Merlino» («Толкование пророчеств Сивилл и Мерлина»); «Oraculum Cyrilli cum expositione abbatis Joachim» («Оракул Кирилла с толкованием аббата Иоахима»); «Liber contra Lombardum» («Книга против Петра Ломбардского»); «Liber de vere philosophia» («Книга об истинной философии») и другие трактаты. Иоахиму Флорскому приписывался также ряд кратких прозаических и стихотворных пророчеств, сохранившихся в средневековых рукописях.

 



 
PR-CY.ru