ИСАГОГИКА - Страница 19

Радикальная позиция Р.К. Бультмана относительно исторической ценности Евангелий впоследствии подвергалась острой и справедливой критике. Метод истории форм, возникший на волне интереса к истории, не позволил решить ряд исторических вопросов, но позволил классифицировать жанровые «формы» и определить характеристики различных жанров Нового Завета. Самые ранние «формы» через апостолов восходят непосредственно к Иисусу Христу, хотя, конечно, и подверглись некоторой трансформации в ходе последующего предания. К ним относятся: 1) притчи, в которых лучше всего «слышен» живой голос Иисуса; 2) толкования закона; 3) изречения премудрости; 4) наставления апостолам; 5) повествования об исцелениях; 6) апофтегмы, т.е. короткие рассказы как рамки для изречений Иисуса Христа. Второй по возникновению слой преданий формируется после Крестной смерти и Воскресения Христа: 1) история Страстей Господних; 2) ранние литургические формулы; 3) «мессианские» истории (например, предание о Крещении Иисуса Христа, сцена Преображения, хождение по водам и т.п.). Третий слой новозаветных «форм» связан с распространением церкви, её укреплением и богословским развитием: 1) формулы миссии и катехизации; 2) различные формы богослужебного прославления (аккламации, доксологии, гимны). Интерес учёных, руководствовавшихся в исследованиях методом анализа истории форм, был направлен на изучение источников, которые хронологически предшествовали Евангелиям, евангелистов при этом рассматривали преимущественно как собирателей преданий; в 1950 гг. внимание учёных сосредоточилось на евангелистах как на редакторах преданий и богословах. Предшественником нового метода исследователи считают Вильяма Вреде, который в работе «Мессианская тайна в Евангелиях» (1901 г.) показал, что уже самое раннее, согласно теории двух источников, Евангелие от Марка написано в свете христологии ранней церкви, т.е. является не просто «воспоминаниями» о Христе, но богословским сочинением. Исследователи называют также Эрнста Ломайера, который в сочинении «Галилея и Иерусалим» (1936 г.) продемонстрировал богословский смысл новозаветной географии, и Адольфа Шлаттера, исследовавшего богословские мотивы Евангелия от Матфея (1929 г.). Однако собственно метод истории редакций был развит после Второй мировой войны. Само название метода (Redaktionsgeschichte) ввёл в употребление один из его основоположников – Вилли Марксен. В исследовании «Евангелист Марк: Изучение истории редакций» (1956 г.) он рассматривал не формы предания, которые предшествовали Евангелию, но само Евангелие от Марка, а евангелиста Марка – как создателя нового литературного жанра, самостоятельного автора и самобытного богослова. Другой исследователь Нового Завета, развивавший метод истории редакций, Ханс Концельманн, в сочинении «Середина времени» (1954 г.) применил этот метод к анализу текста Евангелия от Луки и «Деяний святых апостолов», представив евангелиста Луку как создателя «богословия истории».

 



 
PR-CY.ru