ИСАГОГИКА - Страница 11

В значительной степени эти работы ориентированы на западные образцы. К оригинальным работам зарождавшейся школы русской православной библеистики исследователи относят труды по изучению наследия славянской Библии Александра Васильевича Михайлова, Григория Александровича Воскресенского, Ивана Евсеевича Евсеева, Николая Леонидовича Туницкого и др. Именно в славянских библейских исследованиях русская библеистика стояла на уровне мировой библейской науки. В 1915 г. была организована Комиссия по научному изданию славянской Библии при Санкт-Петербургской духовной академии (в 1918–1927 гг. – при Российской Академии Наук). Из отечественных работ, написанных после 1917 г. и претендующих на целостное изложение предмета исагогики, исследователи указывают книгу протоиерея Александра Меня «Исагогика» (2000 г.). Она написана с позиции тех выводов, к которым пришла библейская историко-критическая наука ко второй половине ХХ в. и которые автор расценивает не как противоречащие православной традиции, но, напротив, как способствующие её более глубокому пониманию. В одной из статей «Библиологического словаря» протоиерей Александр Мень пишет о смене «старой исагогики», принятой в раввинистическом иудаизме и усвоенной некоторыми отцами церкви, «новой исагогикой», отражающей основные достижения классической библейской критики. Выводы новой исагогики Ветхого Завета отражены в изложении протоиерея Александра Меня в следующих пунктах: 1. Пятикнижие происходит от Моисея, но не было им целиком написано; в том виде, в котором оно существует, текст сложился постепенно на основе нескольких вариантов Моисеева предания; 2. Исторические книги Ветхого Завет первого цикла (девтерономическая история – см. в ст. Исторические книга) были написаны в период плена на основе более древних источников, исторические книги второго цикла (Паралипоменон) – около 300 г. до н.э.; 3. Не все псалмы с надписанием «Давидов» принадлежат ему; 4. Книги Иова, Екклесиаста и Книга Притчей Соломона в её окончательной редакции были написаны в период Второго храма; 5. Не вся Книга пророка Исаии написана самим пророком: часть принадлежит его последователям, жившим в период плена (Второисаия) и после плена (Тритоисаия); 6. Книга пророка Захарии, написанная самим пророком в VI в. до н.э., была дополнена другим пророком около IV в. до н.э.; 7. Книга пророка Даниила написана около 165 г. до н.э. частично на основе более ранних преданий. Среди работ о Ветхом Завете, появившихся в советское и постсоветское время, исагогические вопросы рассматриваются в обзорном очерке Сергея Сергеевича Аверинцева, который вошёл в коллективный труд «История всемирной литературы» (1983 г.). Первоначальный вариант этого текста, лишённый цензурных исправлений, позднее был опубликован в журнале «Альфа и Омега» (2004–2005 гг.). Также важна работа С.С. Аверинцева «Греческая “литература” и ближневосточная “словесность”» (1971 г.), в которой рассмотрены основополагающие черты литератур древнего Ближнего Востока, в частности, древнееврейской литературы, в сопоставлении с античной литературой. В небольшой книге востоковеда-гебраиста из Санкт-Петербурга Ильи Шолеймовича Шифмана «Ветхий Завет и его мир» (1987 г.) освещены основные вопросы, традиционно относимые к исагогике Ветхого Завета. Общим проблемам Ветхого Завета и его ключевым темам посвящена статья Михаила Георгиевича Селезнёва «Мир Ветхого Завета» (1995 г.).

 



 
PR-CY.ru