ИСАГОГИКА - Страница 17

В целом для протестантских новозаветных исследований (не считая консервативных) был характерен отказ от догмата о богодухновенности Священного Писания; библейские тексты стали рассматривать и изучать только как писания человеческие; «Наука о Новом Завете» становилась составной частью истории раннего христианства, её рассматривали как чисто историческую дисциплину. Против такого взгляда на Писание и христианство в целом выступали последовательно консервативные библеисты: редактор 24-томного комментария к Новому Завету Теодор Цан, Карл Август Мартин Келер и Адольф Шлаттер. В XX в. принципиально важные достижения протестантской исагогики были связаны с исследованием возникновения новозаветных текстов. Основные результаты были достигнуты благодаря появлению новых методов исследования: литературной критики (Literarkritik), методов анализа истории форм (Formgeschichte) и истории редакций (Redaktionsgeschichte). Литературная критика рассматривает художественные особенности текста и цель его создания, пытается выяснить условия его возникновения и исследует вопрос авторства. Таким образом, этот метод имеет прямое отношение к исагогике, в основном, обращаясь к источникам, и поэтому исследователи называют его критикой литературных источников. Используя данный метод, учёные добились определённых успехов в исследовании так называемой синоптической проблемы, установили причины сходства и различий между синоптическими Евангелиями. Сама проблема не только была замечена, но и получила многочисленные объяснения уже в древней церкви. Наиболее признанной на протяжении многих столетий была гипотеза литературной взаимозависимости Евангелий, предложенная Августином Блаженным в сочинении «О согласии евангелистов». Особенно интенсивно синоптической проблемой стали заниматься с конца XVIII в. Был выдвинут ряд гипотез: Протоевангелия (Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Карл Людвиг Гизелер, Жозеф Эрнест Ренан, Иоганн Готфрид Эйхгорн, Карл Иоганн Филипп Шпитта); фрагментов (Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, Генрих Эбергард Готтлиб Паулус и др.); предания (Иоганн Готфрид Гердер, представители тюбингенской школы); также предполагали существование нескольких литературных источников, которые использовали три евангелиста (подробнее об этом см. в ст. Евангелие). Наибольшим признанием пользуется теория двух источников, разработанная в 1863 г. Генрихом Юлиусом Гольцманом. Согласно этой теории, первым было написано Евангелие от Марка и именно это Евангелие послужило одним из литературных источников создания двух других синоптиков. Вторым источником для написания Евангелий от Матфея и от Луки был гипотетически реконструируемый древний сборник изречений (логий) Иисуса Христа, так называемый источник логий, который принято обозначать буквой Q (от нем. Quelle – источник). Помимо этих двух общих литературных источников евангелисты Матфей и Лука использовали особые предания. Теория двух источников позволила рационально и логично объяснить сходство и различия синоптических Евангелий, а также наличие в них так называемых дублетов, т.е. повторов в одном и том же Евангелии какого-нибудь отрывка текста. Эта теория сохранила свою актуальность до XXI в. Немногочисленные попытки критиковать её (М.Э. Буамар) не получили широкого признания. Теорию двух источников исследователи считают основным достижением метода литературной критики (о гипотезе М.Э. Буамара и др. см. в ст. Евангелие).

 



 
PR-CY.ru