ИСАГОГИКА - Страница 16

«Введения...» А. Юлихера и Б. Вейса написаны с более консервативных позиций, чем книга Г.Ю. Гольцмана. А. Юлихер отвергал возможность последовательного историко-литературного исследования Нового Завета как такового. Б. Вейс подчёркивал, что описание истории литературы первых веков христианства возможно только с привлечением помимо Нового Завета и других текстов. Споры о предмете исагогической науки привели к тому, что в середине XIX в. некоторые авторы призвали отказаться от его ограничения только новозаветными текстами. Альберт Швеглер в книге о послеапостольском периоде предложил рассматривать новозаветные писания лишь как «моменты исторического процесса», а исагогику – как науку об истории апостольского и послеапостольского времени. Г. Крюгер предлагал заменить название «Введение...» названием «История литературы первохристианства». Сходной позиции придерживался Вильям Вреде. Историко-религиозная школа (см. Истории религий школа), активно развивавшаяся на рубеже XIX и XX вв., рассматривала библейскую историю в контексте общей истории религии, находя параллели между новозаветными текстами и текстами других религий Древнего Востока. Непосредственные или косвенные источники Нового Завета эта школа видела в учении древних религий. Наиболее известные представители школы – Иоганн Вейс, Иоганн Франц Вильгельм Буссе, Иоганн Фридрих Герман Гункель, Рихард Райценштайн, Отто Пфлайдерер, В. Хайтмюллер, Г. Виндиш. Влияние школы истории религий наблюдается впоследствии у Рудольфа Карла Бультмана. При всех крайностях позиций школа истории религий была более прогрессивным явлением в исследовании Священного Писания, чем надуманная теория Tendenzkritik тюбингенского направления. Больше внимания здесь уделялось историческому исследованию становления новозаветных текстов, т.е. критике источников. В новозаветных авторах стали видеть не представителей церковно-политических тенденций, но собирателей, хранителей и носителей преданий, почерпнутых из источников более раннего времени. Школа истории религий использовала результаты сравнительно-литературного анализа текстов (Literarkritik) и ставила целью исторически познать раннее христианство, исследуя его конкретное содержание и мотивы. Для этого необходимо было проследить влияние античных религий и особенно эллинистического синкретизма на христианство. Просуществовав относительно недолго, эта школа испытывала противодействие протестантского богословия не только консервативного, но и либерального направления. Однако положительной стороной религиозно-исторического метода исследователи считают то, что в результате его изысканий на фоне иных религий ярко проявилась особенность христианства по сравнению с окружающей его средой (позже это подчеркнул Р.К. Бультман). Результаты исследований текстов этим методом нашли отражение, например, в «Комментарии к Новому Завету из Талмуда и мидрашей» Пауля Биллербека и Германа Либерехта Штрака, а также в многотомном коллективном труде «Богословский словарь к Новому Завету», который был задуман и начат Герхардом Киттелем. В этом словаре подробно излагается семантическая история богословских терминов Нового Завета и тем самым выделяется их своеобразный смысл в богатом богословском мире раннего христианства.

 



 
PR-CY.ru