ИСАГОГИКА - Страница 27

Немало внимания уделял Священному Писанию богослов и философ протоиерей Сергей Николаевич Булгаков. Он писал, что вопрос об авторстве или о времени создания Евангелий «не исчерпывает вопроса о религиозном авторитете священных книг, который зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки содержания этой книги, выражающейся в признании её каноничности». Богодухновенность книг, полагал он, не может зависеть от их датировки, установленной научными исследованиями. Поэтому протоиерей Сергий Булгаков не придавал большого значения исагогическим проблемам, изучая внутренний смысл библейских текстов. Профессор Борис Иванович Сове, занимаясь проблемами Ветхого Завета, сформулировал общезначимые принципы научной исагогики. Он считал, что православная библеистика ещё не освоила и не разработала те проблемы, которые поставила современная западная наука. С его точки зрения, традиция святоотеческой экзегетики не пришла к единому для церкви решению исагогических проблем. Позиция учёных должна не только базироваться на консервативном подходе к проблеме, но и учитывать все достижения библейской критики. С 1960 гг. после долгого забвения библеистику в СССР вновь начинают изучать. Отчасти это было связано с широкой известностью, которую приобрели открытия археологов в Кумране (см. Мёртвого моря рукописи). Многократно издавались книги польского исследователя Библии Зенона Косидовского («Библейские сказания». М., 1966 г.; «Сказания евангелистов». М., 1977 г.). Крайне осторожное послесловие к последней написала Ирина Сергеевна Свенцицкая, известный советский историк Античности. Исагогические проблемы Нового Завета затронуты в её работе «Раннее христианство: Страницы истории» (М., 1987 г.). Михаил Моисеевич Кубланов опубликовал несколько работ по Новому Завету («Новый Завет: Поиски и находки». М., 1968 г.; «Возникновение христианства: Эпоха, идеи, искания». М., 1974 г.; «Христианство: Старые проблемы и новые открытия: Четыре «интерполяции» // Наука и жизнь. 1980 г. №1). В годы перестройки появилась работа историка и филолога-классика, профессора МГУ Андрея Чеславовича Козаржевского «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы» (М., 1985 г.), которая является популярным очерком новозаветной исагогики. В вопросе о происхождении христианства А.Ч. Козаржевский разделял воззрение учёных исторической школы. Научное рассмотрение исагогических проблем Евангелий предложено в работах Сергея Владимировича Лёзова («Введение» // Канонические евангелия. М., 1992 г.; «Основные мотивы интерпретации Евангелия от Марка» // Там же; «История и герменевтика в изучении Нового Завета». М., 1996 г.). Учебный курс по новозаветной исагогике составлен протоиереем Александром Владимировичем Сорокиным. Проблемам языка и истории создания первых двух канонических Евангелий посвящена работа протоиерея Леонида Ефимовича Грилихеса «Археология текста» (М., 1999 г.). Исагогическая проблематика затрагивается в исследованиях в рамках проекта по критическому изданию славянского текста Нового Завета под руководством профессора Анатолия Алексеевича Алексеева («Евангелие от Иоанна в славянской традиции». СПб., 1998 г.; «Евангелие от Матфея в славянской традиции». СПб., 2005 г.).



 
PR-CY.ru