ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 14

В силу специфики бытования стишного Пролога на Руси, где в конце XIV – первой трети XVI вв. он использовался исключительно в монастырском богослужении, распространение проложного Жития Иоанна Рильского долгое время ограничивалось также монашеской средой. На протяжении второй половины XV – XVII вв. в русской традиции возник ряд локальных вариантов проложного Жития (в большинстве своём представляющих искажённый первоначальный текст), которые стали известны исследователям благодаря многолетним разысканиям Томовой. Однако до последней четверти XV в. у исследователей нет оснований говорить о заметном почитании Иоанна Рильского на Руси, поскольку здесь всё сводилось к переписке Жития в составе стишного Пролога и тропаря и кондака в месяцесловах. На рубеже XV и XVI вв. проложное Житие Иоанна Рильского было включено вместе с Житиями преподобной Параскевы-Петки Тырновской и св. Саввы Сербского в Торжественник минейный (Российская государственная библиотека) и в Сборник Житий и Слов (Российская национальная библиотека). В древнейшем Софийском комплекте Великих Миней Четьих это Житие помещено дважды: в составе статей стишного Пролога и отдельно в качестве заместителя пространного Жития. В то же время явным указанием на особый статус почитания Иоанна Рильского в Московской Руси (в украинско-белорусской традиции памятник остался неизвестным) к последней четверти XV в. служит включение его Жития в редакции Георгия Скилицы (с сообщением в заглавии о пребывании мощей на Трапезице) в состав не сборников (подобно Житиям других южнославянских святых, получивших известность на Руси к первой четверти XVI в.), а Миней Четьих. Поэтому исследователи не исключают, хотя вопрос нуждается в дополнительном исследовании, что памятник попал в русскую традицию ещё на рубеже XIV и XV вв., до широкого распространения у южных славян Евфимиевой редакции Жития. Старший список содержится в октябрьской Минее Четье 1480 гг. из библиотеки подмосковного Иосифова Волоколамского монастыря (Российская государственная библиотека). Ряд ранних списков этого Жития вместе со службой находится в приложении к февральским Минеям Четьим домакариевского состава второй четверти XVI в. (Российская государственная библиотека; Ярославский музей-заповедник). Другие версии пространного Жития Иоанна Рильского, бытовавшие у южных славян и в славяно-румынской книжности, известности на Руси не получили. Исследователи полагают, что определённое влияние на рост почитания Иоанна Рильского в Москве в конце XV – начале XVI вв. сыграл приезд посольств из афонского Пантелеимонова монастыря в 1497, 1499, 1506 и 1509 гг. С последней трети XV в. этот святогорский монастырь, братия которого уже полтора века была сербской, был связан договором с Рильским монастырём (договор был заключён по инициативе Марии Бранкович, покровительством которой пользовались обе обители). В первой четверти XVI в. (между 1516 и 1522 гг.) проложное Житие Иоанна Рильского было использовано в Иосифовом Волоколамском монастыре при создании «Русского Хронографа» в качестве источника по истории Болгарии XII–XIII вв.

 



 
PR-CY.ru