ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 12

Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах третьей четверти (Черногория. Монастырь Николяц) и последней четверти (Македония. Прилеп. церковь Благовещения) XIV в. Свидетельством роста почитания Иоанна Рильского в Сербии во второй половине XIV – начале XV вв. (не позже 1420 гг., по мнению исследователей, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы. Исследователи полагают, что в это же время в сербскую книжность проникает и пространное Житие Иоанна Рильского в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению Сербского патриарха Никона дьяком Андреем в 1425 г. В 1620 гг. это Житие было включено в состав октябрьского тома единственного южнославянского комплекта Миней Четьих, переписанного в Хиландарском монастыре сербским книгописцем-каллиграфом Аверкием. Списки службы Иоанну Рильскому в сербских Праздничных Минеях достаточно редкие и датируются исследователями не раньше XVI в.; старший список начала XV в. (София. Библиотека Болгарской Академии Наук) находится в архаичной по составу Праздничной Минее и относится, по мнению исследователей, к сербской традиции в Македонии (в современной болгарской литературе языковой извод рукописи определяется как западно-болгарский). В XVII–XVIII вв. служба Иоанну Рильскому получила распространение в сербских землях. Под влиянием русских печатных Миней в 1710 гг. была переписана Гавриилом (Стефановичем Венцеловичем). Неоднократно имя Иоанна Рильского (наряду с другими южнославянскими святыми) включалось сербскими книжниками XIV–XVII вв. в состав литургических «слав», исполнение которых было приурочено к Неделе после Пятидесятницы. Иоанну Рильскому в Сербии посвящены церкви в селе Синец близ Пирота и в селе Паралово близ города Босилевград. В греческой книжности имя Иоанна Рильского появляется в XIX в. Перевод на греческий язык Жития, составленного патриархом Евфимием, впервые был опубликован в 1819 г. в Синаксаре Никодима Святогорца под 19 октября. В 1895 г. он был включён в Великий Синаксарион монаха Константина Дукакиса, а в 1950 г. – в Великий Синаксарион В. Матеуса. В 1851 г. в богословской школе на острове Халки иеромонах Дамаскин Рильский сделал перевод на греческий язык Жития Иоанна Рильского, опубликованного архимандритом Неофитом Рильским, рукопись с переводом хранится ныне в Болгарии (София. Национальная библиотека имени Кирилла и Мефодия). Почитание Иоанна Рильского в Румынии (Молдавии и Валахии) недостаточно изучено, хотя славянская литературная традиция княжеств в XV–XVII вв. является непосредственным продолжением тырновской XIV в. В месяцесловах память святого встречается только под 19 октября. Пространное Житие Иоанна Рильского представлено значительным числом списков XV–XVI вв. редакции патриарха Евфимия в составе «новоизводных» минейных Торжественников. Минеи служебные, во всяком случае, ранние (XV в.), службы в честь святого не содержат, но включают проложное Житие.

 



 
PR-CY.ru